Архив «Онег Шаббат». Эмануэль Рингельблюм, Варшава. Октябрь 1941 (продолжение).

Jun 15, 2010 07:42

Updated: May 19, 2011

Нищие дети сели посреди улицы с плакатом S.O.S. Приходится согласиться, что это самое прямое и честное выражение наших обстоятельств - и наш единственный девиз. Одним из самых печальных явлений в гетто стала торговля продовольственными карточками. Чиновники и владельцы магазинов как пиявки пользуются безвыходным положением бедняков, у которых нет денег на кусок хлеба; первые скупают у последних хлебные карточки и карточки на сахар. Вообще эта торговля карточками умерших и пропавших без вести людей стала прибыльным делом для определенных групп в гетто, особенно для чиновников. Они худшие из гиен. Поскольку не всем беднякам полагаются бесплатные талоны на обед, некоторые из них меняют свои продуктовые карточки на талоны на обед - в точности как бедный крестьянин, продающий будущий урожай.

23-го октября умер Шмуэль Леман. Он работал до последнего, собрал огромное количество фольклора, связанного с войной. На его похоронах собралась настоящая еврейская Варшава. Его похороны совпали с похоронами одного из его героев, человека по имени Берел-свинья, рассказавшего ему много историй. Но похороны последнего были гораздо пышнее, чем похороны Лемана. Черняков, председатель юденрата, когда его попросили выделить бесплатное место на кладбище, не знал, кто вообще такой Леман (бедняга!). Он похоронен в аллее литераторов, возле И.М. Вайссенберга.

(*** лирическое отступление ***)

Шмуэль Леман, праведник.

Шмуэль Леман собирал фольклор, и это было делом его жизни. Он облазил Польшу вдоль, поперек, вглубь и внутрь в поисках песен, сказок, пуримшпилей, анекдотов, обычаев и т.д. Шмуэль Леман был первым еврейским исследователем, заинтересовавшимся устной культурой дна - воров, проституток, бродяг. Он спустился во все трущобы и залез на все чердаки. Он расспрашивал таких персонажей, у которых человек в своем уме не спросит и дороги. Он искал работы, которые позволяли бы ему повсюду ездить и встречаться с людьми - от инкассатора до продавца лотерейных билетов. За песню он давал певцу рубль, и рубль за сказку - расказчику. Так он просадил все свои деньги и приданое жены, после чего для него пели бесплатно. Никто и никогда не финансировал его исследования, но работа, проделанная им, под силу разве что полноценному институту фольклористики. Из обеспеченного человека он превратился в нищего. На улицах его прозвали юродивым в шляпе, в академических кругах - дон кихотом еврейского фольклора. Что в принципе одно и то же.

Не имея формального музыкального образования, он изобрел свою систему записи мелодий. Не имея формального образования в области фольклористики, Шмуэль Леман при жизни опубликовал больше материала, чем любой другой еврейский фольклорист. Самые известные книги «Труд и свобода» (песни рабочих и революционные песни) (1921), «Между нами, евреями» (пуримшпили, детский фольклор) (1923), «Воровские песни» (1928), «Еврейские пословицы, болтовня, манеры речи, еврейские прозвища земель, регионов, городов и местечек» (в соавторстве с Ноахом Прилуцким). И еще многие десятки мелко исписанных записных книжек, содержимое которых так и осталось неопубликованным.

Шмуэль Леман родился в Варшаве, и умер в варшавском гетто 23 октября 1941 года, в возрасте 55-ти лет. Гетто было для него бездонным колодцем нового материала - сюда переселяли евреев из всех провинций Польши, и, лишившись свободы ездить по стране, он бродил по гетто, записывая за беженцами, за уличными музыкантами, за малолетними нищими. Он работал до последнего дня, он был фанатик. Говорят, что в каждом поколении евреев рождается 36 скрытых праведников. Шмуэля Лемана называют в числе тридцати шести праведников его поколения.

На фотографии - Шмуэль Леман, его ученики, и старушка в качестве учебного пособия. Идет урок по теме «как заставить незнакомую старушку рассказать тебе сказку». 1931 год.



В варшавском гетто погиб весь архив Шмуэля Лемана, ничего не сохранилось.

Источники:
http://www.jewishgen.org/yizkor/Sochaczew/so248.html - Shmuel Lehman of blessed memory,
the Lamed Vovnik of the Jewish People
http://www.yivoencyclopedia.org/article.aspx/Lehman_Shmuel - Shmuel Lehman in the YIVO Encyclopedia of Jews in Eastern Europe

(*** конец лирического отступления ***)

Люблинский юденрат попросил разрешение провести общественное мероприятие. Оккупационные власти отказали; тогда юденрат возмутился, ведь вот в Варшаве же общественные мероприятия разрешены. Оккупационные власти ответили: «Очень хорошо, мы дадим вам такое разрешение, но при условии, что люблинское гетто станет закрытым, как варшавское.» Естественно, такое условие было отклонено. Лучше открытое гетто без общественных мероприятий, чем закрытое гетто с ними.

В этот Рош а-Шана людей ловили и отправляли на принудительные работы. Еврейские информаторы приводили с собой на молитвы солдат, и там - во время молитвы - люди взятками откупались от принудительных работ.

25-ую годовщину свадьбы господина Исаака (***Гитермана***) отпраздновали вечеринкой с вином и пирожными. Он приписал это своей мятежной юности. От отца он унаследовал здоровье и энергию. Он вспоминал о своей юности и рассказывал фантастические истории - одна была о том, как он с компанией друзей поднял заснувшую за прилавком на рынке крестьянку, отнес ее в лужу и спрятался за кустами, чтобы посмотреть, как она проснется от страшного сна.

translated from the book "Notes From The Warsaw Ghetto" The Journal of Emmanuel Ringelblum, ISBN 1-59687-331-0

книги, 1941, ארכיון עונג שבת, shaare zedek, emanuel ringelblum, переводы, oneg shabbat archives, שערי צדק‎, варшавское гетто

Previous post Next post
Up