ИВАН ПЕТРОВИЧ АРГУНОВ (1729 -1802).

Dec 08, 2016 09:24



Автопортрет

Биография

Аргунов И. П. - русский художник - портретист, один из родоначальников камерного портрета в России. В своем творчестве использовал приемы барокко, которые оказала огромное влияние на развитие русской реалистической портретной живописи. Аргунов владел западноевропейской манерой живописи и в своих работах гармонично сочетал иностранную технику с подлинно русской самобытностью. В его работах отражаются традиции европейского портрета и русской иконописной манеры, что делает его произведения оригинальными и неповторимыми.
Иван Петрович вырос в семье своего дяди Семена Михайловича Аргунова. Его дядя был дворецким князей Черкасских, а позднее управляющим в доме графов Шереметевых. Вся юность будущий художник должен был исполнять многочисленные хозяйственные обязанности. Он стал управителем в доме П.Б. Шереметева сначала в Петербурге, а позже в Москве.

В отличие от многих русских художников, он никогда не испытывал нужду, но всю жизнь ощущал двойственность своего положения: с одной стороны - признанный художник, с другой - бесправный раб.
Специального художественного образование Иван не получил. По некоторым данным его учителями его двоюродные братья, воспитанники Андрея Матвеева в Канцелярии от строений. Они оказали немалое влияние на формирование художественного мировоззрения своего младшего брата. Предположительно, в период с 1746 по 1749 года Аргунов учился у Г.Х.Гроота, придворного художника императрицы Елизаветы.
В1747 г. вместе с Гроотом он создает иконы для церкви Большого Царскосельского дворца.

К ранним портретам Аргунова относятся изображения князя Ивана Ивановича и княгини Екатерины Александровны Лобановых-Ростовских.



Портрет И.И.Лобанова-Ростовского
1750г, холст, масло, 89 x 70 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Портрет княжны Е.А.Лобановой-Ростовской
Екатерины Александровны
1754г, холст, масло, 81.5x62.5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет княгини потрясает. Некая жесткость в сочетании с построенным на оттенках холодных цветов колоритом придает портрету своеобразную хрупкую нежность.

Произведения периода 1750-1760-х годов начинают новый этап в творчестве Ивана Аргунова. В «Портрете неизвестного художника» и «Портрете неизвестной» художник создает новый тип изображения - «интимный портрет». Художник изображает человека в органической связи с предметами, которые характеризуют их интересы и склонности - главный герой изображен с газетой, а его жена с книгой. Это свидетельствует об образованности супружеской четы.
Художник как - будто оголяет их души, раскрывает тайну их сущности. В портретах отражена личность. Как правило, эти портреты небольшие по размеру, изображены преимущественно по пояс, палитра цветов скромна.

Расцвет творчества Аргунова пришелся на 1760-е г. В конце шестидесятых годов Шереметевы переехали в Москву, назначив художника управляющим своего Миллионного дома в Петербурге.
Из-за постоянной работы по дому, в качестве управляющего, художник пишет весьма редко. Но именно в эти годы он создал едва ли не самое знаменитое свое произведение, - «Портрет неизвестной в русском костюме».



Портрет неизвестной крестьянки
в русском костюме
1784г, холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Его картина стала первым полотном на крестьянскую тему в русском искусстве. На картине изображена женщина в наряде крестьянки Московской губернии. Это чистый, светлый образ русской женщины, с чистой душой. В портрете художник воплотил спокойствие, величавость и внутреннее достоинство женщины из народа.

Важное место среди работ Аргунова 1760-х годов занимают парадные заказные портреты. Аргунов являлся придворным портретистом Шереметевых и поэтому неоднократно писал портреты Шереметевых («Портрет графа П.Б.Шереметева», и парный к нему «Портрет графини В.А.Шереметевой»).



Портрет П. Б. Шереметьева
1760г, холст, масло, 92х73.5 см
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва



Портрет В. А. Шереметьевой
(жена П. Б. Шереметьева)
Жена ЧЕРКАССКАЯ ВАРВАРА АЛЕКСЕЕВНА (1711-1767), дочь князя А. М. ЧЕРКАССКОГО, принесла в приданое Останкино, Марьино, Марьину рощу
1760г, холст, масло, 92х74
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва

Он стремился создать атмосферу изысканной и непринужденной светскости, изобразив, к примеру, графа Шереметьева в эффектной позе на условном пейзажном фоне, а графиню в роскошном парчовом платье, декорированном розами.

Он так же создал серию семейных портретов дворян Лазаревых - армян, которые переселились в Россию и способствовали распространению просвещения среди армянского народа и приобщения его к русской культуре.



Портрет М. Л. Лазарева
1799г, холст, масло, 62.5 х 48 cм
Ереванская картиная галерея, Армения



Портрет А. А. Лазаревой
1769г, холст, масло,
Музей-усадьба Кусково, Москва

В 1768 г. Аргунов создает «Портрет Толстой». На ней изображена женщина в летах, с умным спокойным лицом. В руках её спицы и пряжа, что вносит неожиданно интимную ноту в парадный по типу портрет.



Портрет Толстой
урождённой Лопухиной
1768г, холст, масло 93x78
Киевский музей русского искусства, Украина

С годами искусство художника приобретает большую глубину, становится более совершенным, тонким, что особенно выражается в детском портрете «Портрет калмычки Аннушки».



Портрет калмычки Аннушки
1767г, холст, масло 93x78
Музей-усадьба Кусково, Москва

В 1788 году Аргунов был назначен управляющим Московского дома Шереметевых. Здесь он занимался службой управляющего и обучал своих сыновей, архитектора Павла Ивановича, живописцев Николая и Якова, а также принимал участие в строительстве знаменитого дворца-театра в Останкино, выстроенного по проекту своего сына Павла Ивановича Аргунова.

Иван Петрович занимался и педагогической деятельностью и воспитал немало талантливых учеников. По приказу императрицы Елизаветы Петровны к нему были отданы «в ученье художеству» придворные певчие: А. П. Лосенко, ставший позднее профессором и директором Академии художеств, К. И. Головачевский - инспектор Академии художеств и И. И. Саблучок.

Источник:http://www.bibliotekar.ru/k88-Argunov_Ivan/index.htm





АРГУНОВ Иван - Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны



Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1



Портрет Екатерины II,1762,
Русский музей, Санкт-Петербург



Портрет князя И. П. Голицына, 1760, Самарский художественный музей



Портрет Н.П. Шереметева в детстве
1750-е гг, холст, масло, 56,7 х 47,5 см.
Музей-усадьба «Кусково», Москва.



Портрет B. П. Шереметьевой
(младшая дочь П. Б. Шереметьева)

до 1768г, холст, масло,
Музей -усадьба Кусково,Москва
ВАРВАРА(1759-1824)-жена графа А.К.РАЗУМОВСКого



Портрет графини А. П. Шереметьевой
до 1768г, холст, масло, 89.8 х 71 cм
Музей Тропинина и московских художников его времени,Москва

АННА -дочь(1744-1768), фрейлина, умерла от оспы



Портрет Бориса Владимировича Шереметьева
в конногвардейском мундире
1775 г. , холст, масло, Государственная Третьяковская галерея



Портрет K. A. Хрипуновa
1757г, холст, масло 73.5 х 57.5 см
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва



Портрет Хрипуновой
1757г, холст, масло 73.5х57.5
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва



Портрет П. И. Шубина
1773г, холст, масло, 62.5х50
Пермская государственная художественная галерея



Портрет М. Н. Ветошникова
1787г, холст, масло 86 х 67.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Портрет Т. А. Ветошниковой
1786г, холст, масло 85.2х67.5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Портрет А. П. Зиновьева
1760ые , холст, масло, 61 х 48см
Останкинский дворец, музей творчества крепостных, Москва



Портрет Мельгуновой Екатерины Александровны
1777г, холст, масло, 62.5х47.5
Государственная Исторический музей,Москва



Умирающая Клеопатра
1750, холст, масло, 56,7x42,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post393443338

Русское искусство.

Previous post Next post
Up