Творчество Михаила Врубеля - одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Сирень.
Творчество Врубеля может быть уподоблено взволнованной исповеди. И дело не только в том, что он говорит о себе во множестве автопортретов и изображений, носящих автопортретный характер. Едва ли не любая его композиция и даже портрет - выражение "громадного личного мира художника", по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность "рубежа веков" - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, - чем произведения любого бытописателя.
"Кто такой писатель? Тот, чья жизнь - символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество", - полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю.
Утро. 1897 г.
В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его - воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ("Доктор Фаустус" Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает прежде всего насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля.
Царевна-Лебедь. 1900 г. Окончательный вариант.
Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля "печать безумия и рока" (Блок) - одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна - его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, гибель. Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы. "Верится, что Князь Мира позировал ему. - Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре.
Демон сидящий. 1890 г.
Демон летящий.
Голова Демона на фоне гор. 1890 г.
Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма", - свои нити в пеструю ткань легенды вплетает Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал Демона поверженного, уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.
Демон поверженный. 1902 г.
Последние его произведения созданы в 1906 году, то есть во время первой русской революции, события которой никак не могли волновать тогда уже безвозвратного затворника дома скорби. Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Таким образом, период творческой активности Врубеля сравнительно невелик - чуть более двадцати лет. Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем: это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков, кубизированная орнаментация объемной формы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма.
Шестикрылый серафим (Азраил). 1904 г.
Жемчужина. 1904 г.
К ночи. 1900 г.
Полет Фауста и Мефистофеля. 1896 г.
Фауст. Триптих. 1896 г.
Богатырь. 1898 г.
Пан (Сатир). 1899 г.
Снегурочка. 1890-е
Тридцать три богатыря. 1901 г.
Ангел с кадилом и свечой. 1887 г.
Воскресение. Триптих. 1887 г.
Воскресение. Триптих. 1887 г.
Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г.
Голова Иоанна Предтечи. 1905 г.
Богоматерь с Младенцем. 1884-1885 г.
Богоматерь с Младенцем. 1885 г.
Надгробный плач. 1887 г.
Надгробный плач. 1887 г. Триптих.
Надгробный плач. 1887 г.
Игры наяд и тритонов.
Муза. 1890 г.
Прощание царя морского с царевной Волховой. 1899 г.
Ромео и Джульетта. 1895-1896 г.г.
Рыцарь. 1896 г. Витраж<
Принцесса Грёза. 1896 г.
Суд Париса. Триптих. 1893 г.
Тени лагун и наядов.
Царевна Волхова.
Н.И.Забела-Врубель в роли Волховы в опере Н.А.Римского-Корсакова Садко. 1898 г.
Лебедь. 1901 г.
Пряничный домик. 1896 г.
Гамлет и Офелия, как Демон и Тамара. 1888 г.
Италия. Неаполитанская ночь. 1891 г.
Италия. Сцены из античной жизни. 1891 г.
Ночь в Италии. 1891 г.
Восточный танец. 1887 г.
\
Павлин. Начало 1900-х.
Гадалка. 1895 г.
Примавера. 1897 г.
Зимняя канавка. 1901 г.
Одесский порт. Берег моря. 1885 г.
Цветы.
<
Цветы в синей вазе. 1886-1887 г.г.
Желтые розы. 1894 г.
Розы и лилии. 1894 г.
Хризантемы. 1894 г.
Шиповник. 1884 г.
Букет в синей вазе 1887 г.
Красные цветы и листья бегонии в корзине 1886-1887 г.г.
Красная азалия (Два цветка) 1886-1887
Полевые цветы. 1884 г.
Кувшинки. 1890 г.
Оригинал взят у
vakin в
Мир Михаила Врубеля Источник -
Live Memory См. также:
"Михаил Врубель",
"Михаил Врубель. Утро" и, наконец,
"Рисунки Михаила Врубеля"