Иранская карта Путина

Dec 19, 2015 09:42




Что обсуждал с президентом РФ иранский генерал Касем Сулеймани?

16 декабря иранское агентство FARS со ссылкой на свои неофициальные источники сообщило о том, что иранский генерал, командующий спецназом «Эль-Кудс» корпуса «Стражей Исламской революции» (КСИР) на прошлой неделе встретился с президентом РФ Владимиром Путиным. В ходе трехдневного визита в Москву Касем Сулеймани провел переговоры с рядом высокопоставленных российских военных.

По информации агентства, стороны обсудили проблемы, поднятые ранее Путиным и верховным лидером Ирана аятоллой Али Хаменеи в Тегеране. Другой темой переговоров стала ситуация в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане. Источник FARS сообщил, что российский президент назвал генерала «мой друг Касем».

Хотя и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, и представители корпуса «Стражей Исламской революции» опровергли сообщения о встрече, вероятность того, что она все же состоялась, довольно велика. Эти контакты, вероятно, носят регулярный характер: это уже не первый случай, когда в СМИ появляются подобные слухи. Летом FOX News сообщал, что Касем Сулеймани якобы с 24 по 26 июля находился в Москве, где провел переговоры с Путиным и министром обороны России Сергеем Шойгу. И тогда МИД РФ и Кремль опровергли информацию о встрече. В сентябре ливанская газета «Ас-Сафир» опубликовала новость о втором визите Сулеймани в Москву с целью обсуждения планов о кооперации с Россией в Сирии.

Неофициальные контакты

Постоянные контакты с представителями всех сил, вовлеченных в войну в Сирии, необходимы для России, которая взяла на себя ключевую роль в урегулировании этого кризиса и борьбе с «Исламским государством». Тем более со своими союзниками.


Касем Сулеймани возглавляет подразделение специального назначения «Аль-Кудс» в составе КСИР, которое занимается проведением военных и тайных операций за пределами Ирана. Военную поддержку от «Аль-Кудс» получают «Хамас» и «Хезболла» в Палестине и Ливане. Именно Сулеймани помог президенту Сирии Башару Асаду переломить ход гражданской войны в свою пользу и отбить у оппозиции ряд стратегически важных территорий, кроме того, он оказывает поддержку правительству Ирака и шиитским боевикам в борьбе против ИГ. Именно он являлся организатором и руководителем поисково-спасательной операции по поиску и эвакуации российского летчика сбитого Су-24 Константина Мурахтина.

Московский визит генерала, за которым охотятся израильские и американские спецслужбы и террористы, не афишируется не только по соображениям безопасности, а еще и потому, что в силу сложившихся обстоятельств это вызовет недовольство в первую очередь Вашингтона и всего международного сообщества. Касем Сулеймани внесен в черный список ООН из 15 высокопоставленных военных и политических деятелей Ирана, подозреваемых в причастности к разработке иранской ядерной и ракетной программ, и ему запрещен выезд за пределы Ирана.

Летом слухи о московской поездке генерала уже стали причиной дипломатического конфликта между РФ и США, обнародовавшими сведения о нарушении Россией санкционного режима Совбеза ООН против Ирана. Сегодня даже на фоне «потепления» между США и Россией визит Сулеймани не обрадует Вашингтон, который упорно остается на своих позициях относительно и Башара Асада, и иранских санкций, продленных президентом Бараком Обамой еще на год.

Общие темы

Вне зависимости от того, состоялась встреча или нет, у Владимира Путина, российских военных и Касема Сулеймани есть общие темы для беседы. Именно он, по информации Reuters, сыграл ключевую роль в планировании военной операции в Сирии Россией и Ираном. По тем же данным, решение о совместной военной поддержке правительства Сирии было принято на встрече министра иностранных дел России Сергея Лаврова и верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи еще несколько месяцев назад.

На этот раз речь, очевидно, шла о смене тактики Ирана в Сирии. Одновременно с возможным визитом появились сообщения о том, что из-за больших потерь Иран принял решение о выводе бойцов спецназа КСИР из зоны военных действий в Сирии.

Это решение серьезным образом осложняет положение России в Сирии и требует выработки новой стратегии. Среди экспертов звучат мнения о том, что Иран сменил приоритеты: он стремится разморозить свои активы и готовится к возможным контактам с западными партнерами. Однако Ирану не выгоден уход из Сирии, как и ослабление Башара Асада и поддерживаемой им «Хезболлы». Соответственно, Иран продолжит оказываться логистическую или военно-техническую помощь России и своим союзникам, обходясь при это меньшими потерями и затратами (Иран тратит на войну в Сирии до $11 млрд в год).

Другой актуальный вопрос, который могли затронуть в беседе Путин и Сулеймани, касался Турции. Отношения Тегерана и Анкары в последнее время также осложнились, хотя и не в такой степени, конечно, как между Россией и Турцией. Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Велаяти назвал происходящее в Сирии «малой мировой войной», долг Ирана в которой поддержать Сирию в условиях объявленной Западом и рядом стран региона войны. Логично, что в такой ситуации Иран выступает против Турции, с которой, как и Россия, имеет противоположные интересы. Среди других негативных факторов: ввод турецких войск в Ирак, создание Саудовской Аравией исламской коалиции против ИГ с участием Турции, но без Ирана. Этот союз носит потенциально антииранский характер.

Таким образом, в ближайшее время Иран может стать явным союзником России в конфликте с Турцией. Как уже говорилось, корпус «Стражей Исламской революции» проводит военные и тайные операции за пределами Ирана, и это уже может быть не только Сирия, но и упомянутые Ирак, Йемен и Ливан и даже Турция в том случае, если турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган не одумается.

Дарья Андреева

Русская планета

Корпус стражей Исламской революции, Россия, Иран, КСИР, Касем Сулеймани, российская операция в Сирии

Previous post Next post
Up