История из жизни.Однажды один... "редиска" стал причиной того, что я не стал давать уроки в одной сефардской синагоге. Через некоторое время после этого он пожаловался мне, что его сына не взяли в ашкеназскую ешиву. Ну, вот,- напомнил ему я. - Ты стал причиной того, что я - ашкеназ - не даю уроки Торы в синагоге сефардской, мера за меру твоего
(
Read more... )
2. Человек лишил весь миньян возможности хотя бы раз в неделю услышать урок Торы,
Мне кажется, что 2 противоречит 1...
Мне кажется, что решили все же "на небе", а человек всего лишь орудие, и сердиться на него или уколоть его мне представляется, как поколотить палку, которой поколотили нас....
Меня учили вере в то, что все, что происходит, происходит согласно "ашгаха пратит"..Исходя из этого, если Всевышний решил, что Вы не будете давать уроки в той синагоге, то так оно и произойдет, и если не "редиска" вмешается в это, то что-то другое (иногда даже лучше "редиска").
Есть рассказ про то, как беседовали ученики Бешта на тему, как бы они изменили мир, если бы у них была такая возможность...И Алтер Ребе ответил, что он бы оставил все именно так, как оно сейчас...Хотя согласитесь, иногда довольно заманчиво подумать, что мы знаем лучше Его, что именно необходимо тем евреям, которые не могут открыть книгу...
У меня нет причин думать, что он не в состоянии понять такой упрек. Если ему больно от того, что его одного сына не взяли учить Тору каждый день по много часов, то он может понять и пусть ему будет больно от того, что он лишил более 10 евреев учить Тору хотя бы 10 минут хотя бы раз в неделю!
С этим мне тоже нелегко согласиться...Я думаю,что и Вы, и я прекрасно знаем, что когда что-то касается лично нас, то мы это чувствуем сильнее, чем то, что касается миллионов других людей...Поэтому проведение параллели в данном примере мне не кажется столь очевидным фактом...Если я сегодня не позавтракала, то меня не утешит факт голодающих детей Африки, ну совсем никак, если честно....
Мне интересно понятие "вилами по воде"...Один мой знакомый фб-раввин этим понятием называет все, что связано с хасидской верой в хасидские же понятия...Я понимаю (или хочу так понимать, по крайней мере), что Вы используете это понятие для того, чтобы просто показать неоднозначность той или иной ситуации и ни для чего больше...Буду рада узнать, так ли это или нет...
По поводу Тании не понял: учитель не может упрекнуть своего ученика? родитель не может упрекнуть своего ребенка? Моше-рабейну не мог упрекать народ? Творец не может упрекать свой народ
Насчет упреков - во всех трех примерах, приведенных вами, есть одна общая черта - любовь к тому, кого упрекают...Алтер Ребе в 32 главе Тании (Главе Ламед Бет - Сердце Тании) пишет в основном о любви...И упрек оправдан в случае, когда любишь того, кого упрекаешь...Тогда упрек направлен на исправление упрекаемого, а не на то, чтобы выместить на нем упреком свою обиду или раздражение...
Я совершенно с Вами не знакома...Вполне возможно, что целью Вашего упрека было всего лишь исправление его мидот и ничего личного - если так, то я прошу прощения и забираю свои слова обратно...Просто мне так не показалось...
Reply
2. Человек лишил весь миньян возможности хотя бы раз в неделю услышать урок Торы,
Мне кажется, что 2 противоречит 1
Если причина первая 100%, то тогда Ваша логика верна: другим причинам места не остается. Если же есть קיטרוגים ("почему перед ними должно расступиться море?") и есть свобода выбора преодолеть себя или нет (точнее "преодолеть свое животное или нет", "преодолеть свое животное и взрастить свою душу"), то тогда противоречия нет: первая причина не занимает 100% территории и оставляет место для свободы выбора быть Человеком даже когда ветер и грязь дуют в грудь и в лицо.
Reply
У меня когда-то было нечто подобное - мы с мужем 5 лет подряд проводили Седер Песах в одном доме престарелых....
И в один год там сменилась эм-байт, которая не хотела помнить ни Йосефа, ни кого другого, и не разрешила проводить там Седер...
И мне трудно сказать, что я на нее не рассердилась - но вместе с тем, я поняла, что у меня тоже есть свобода выбора и у пожилых евреев тоже...
Я просто пригласила всех ко мне домой...И понятное дело, что все не пришли - а пришли только те, кому это было действительно важно (свобода выбора) и скорее всего действительно были китругим (не магия мне такая заслуга в этом году)...Но половину заслуги наверное удалось получить....
Reply
Думаю, Вы не правы, соединяя последнюю фразу с приведенной историей.
Это не только "заманчиво", но мы и таки да(!) знаем, что необходимо тем евреям, которые порабощены настолько, что даже не могут взять в руки книгу. А иначе какие вообще претензии и призывы со стороны цадиков-раввинов-авторов святых книг, со стороны пророков, Моше-рабейну и самого Творца?
Пройти мимо и не попробовать еврею вылезти из канализации - это и есть "беспричинная ненависть".
Reply
Это верно в том случае, если вы уверены, что сможете его вытащить...В противном случае, можно только самому вымазаться в канализации..
Насколько я знаю, по алахе, если человек видит, что другой тонет, а сам он не уверен в своих способностях пловца, то ему прыгать в воду нельзя, потому что если он утонет, то его за это по головке не погладят....
П.С. Мне немного кажется, что наш диалог идет немного в параллельных плоскостях, которые где-то всеже касаются друг друга, но не сильно...
Кроме того, на некоторые вещи, которые я затронула, я не заметила вашей реакции...
Мне кажется, что эта тема более-менее исчерпана..А как Вам?
Reply
Наверно. Вы сводите разговор к тому как относиться к неудаче. А я говорю о необходимости действия.
>Кроме того, на некоторые вещи, которые я затронула, я не заметила вашей реакции...
Что я упустил?
Reply
- С этим мне тоже нелегко согласиться...Я думаю,что и Вы, и я прекрасно знаем, что когда что-то касается лично нас, то мы это чувствуем сильнее, чем то, что касается миллионов других людей...Поэтому проведение параллели в данном примере мне не кажется столь очевидным фактом...Если я сегодня не позавтракала, то меня не утешит факт голодающих детей Африки, ну совсем никак, если честно
- А я от него не ожидал и не ожидаю, что ему будет ТАКЖЕ больно, как и за своего сына. Обратите внимание, что я вовсе не писал про "также" - "в такой же степени" больно. Его поступок совершенно не позволяет на такое рассчитывать. Так что это в Вашем сознании мои слова исказились и вместо "также больно" в смысле больно/больно, больно за сына/больно за других, вместо этого у Вас возникла КОЛИЧЕСТВЕННОЕ понимание моих слов: "2кг боли за сына/2кг боли за других".
- Он - убийца: он лишил евреев возможности жить. Но я ему ничего не говорил, т.к. трудно было ожидать от него, что поймет. Но в том момент когда он с болью рассказал про сына - вот тут-то я ему и "вмочил" (и если бы знал как, то "вмочил" бы намного сильнее). Это был как-раз момент, когда он мог понять что он натворил. Кстати, вскоре его из этой синагоги вышвырнули вон (за слишком настойчивое желание выпить на третьей трапезе в шаббат). Так что вот Вам возможное отсутствие противоречия: на "небесах" решили (или, точнее, китругим пытались помешать), а у человека есть свобода выбора и возможность использовать эту свободу для того, чтобы быть Человеком, а не животным. Но то, что его выгнали из-за того, что он лишил евреев жизни - это тоже из области "вилами по воде" (или, точнее, вилами в "небе").
Reply
Я знаю, что не стоит даже утешать человека, "кше амет муталь лефанав" - а уж "вмачивать" ему, когда ему и так больно - не знаю, не знаю....
При этом при всем, вполне возможно, что Вы и правы...Просто мне, на моем уровне понимания жизни и данной ситуации это показалось странным...
Reply
Кому? Тому у которого умер близкий человек. Но мы вроде бы не говорим про такую ситуацию!
Он рассказом про своего сына предоставил мне возможность дать ему шанс сделать хоть какую-то тшуву, хоть в какой-то степени раскаяться о содеянном. И я ее использовал. И если бы мог "вдарить" сильнее, чтобы дать ему более глубоко прочувствовать, что он сделал по отношению к более чем 10 людям - сделал бы. Не понимаю что Вас здесь смущает и каких мертвецов Вы здесь видите и кого здесь надо утешать...
Reply
Reply
Так что никакого утрирования.
А здесь уж и подавно: речь идет про людей, которые практически ничего не...
При чем тут шлихим - не понял. Вы про результат, а я про действие. Бааль Шем Тов, Бааль Тания не пытались давать уроки везде куда их пускали? Или сидели дома и говорили "הרבה שליחים למקום"? Не понял.
Reply
Да, конечно, я использую это выражение именно в этом смысле: "просто показать неоднозначность той или иной ситуации", небесная бухгалтерия мне не докладывает, я могу только с какой-то вероятностью предполагать. Мы знаем небесную бухгалтерию в ее базовых основах, а как это происходит в реальности в каждой конкретной МАЛЕНЬКОЙ ситуации - это известно (и то не всегда) только очень большим праведникам.
Про употребление этого понятия в отношении "хасидской веры в хасидские понятия" не понял ничего, могу только догадываться по запаху. Запах мне не нравится! Возможно Вам будет очень интересно почитать комментарии р.Рахлина שליט"א на хасидские истории. Здесь http://www.rachlin.org.il/ktavim/Ktavim.htm в списке его книг эта шестая. Вот прямая ссылка на скачивание: http://www.rachlin.org.il/ktavim/books/files/Hasidim.php
Reply
Leave a comment