История из жизни.
Однажды один... "редиска" стал причиной того, что я не стал давать уроки в одной сефардской синагоге. Через некоторое время после этого он пожаловался мне, что его сына не взяли в ашкеназскую ешиву. Ну, вот,- напомнил ему я. - Ты стал причиной того, что я - ашкеназ - не даю уроки Торы в синагоге сефардской, мера за меру твоего сефардского сына не допустили к учебе в ешиве ашкеназской. Он опешил, задумался и через несколько секунд, не найдя ничего по-существу, сделал ход конем: "Зато сефарды больше жертвуют денег, чем ашкеназы!" - гордо сказал он и ретировался восвояси.
И подумал я
Способность человека дать цдаку зависит от того, как человек ощущает себя в мироздании. Если человек ощущает, что есть некая движущая все Сила и Она определяет будет успешным бизнес человека или нет, то и деньги такой человек воспринимает как данные этой Силой. Если же человек в основном настроен логически-материально, а сердце его глухо, то почему он должен кому-то что-то давать? Это, ведь, МОИ деньги, Я их заработал, СВОИМ кровным трудом. То, что есть немало людей, которые вроде бы точно так же трудились и, в отличии от него, прогорели - его глухое сердце отказывается воспринять.
Рамбам пишет, что лучше дать 100 раз по шекелю, чем один раз 100 шекелей: один раз человек может преодолеть себя и дать 100 шекелей, но это не изменит его самого как если бы он, хоть и по шекелю, дал бы 100 раз. 100 раз в большей степени изменят человека, чем 1 раз.
Давая какую-то ощутимую цдаку перед молитвой, человек создает себе возможность приоткрыть свое зажатое знаниями сердце и с этим приоткрытым сердцем побеседовать с Творцом, чувствуя постоянное творение Им жизни в большей степени. чем если бы без.
Желающие подумать
могут поразмышлять на тему почему у ашкеназов свиток Торы в мягком чехле, а у сефардов - в твердом.
Умение торговаться.
Есть у меня родственник, довольно успешный в бизнесе (не миллиардер, но человек состоятельный) и с большим штатом работников в разных городах и странах мира. Так вот несмотря на весь свой положительный опыт, иногда он просит вести деловые переговоры и торговаться своего сефардского родственника. Как-то это у них, сефардов, лучше получается, более легко и естественно, без напряга. Хотите подумать почему? :)
См. также:
О разнице между ашкеназами и сефардами. Азбука иудаизма 11 Мои путешествия в Багдад. Старцы московские и старцы кавказские. 12 апреля: полет Гагарина - парад гордости человечества. Перфекционизм как проявление рабства.