Свадебные куклы от Татьяны Громовой

Feb 01, 2011 23:58

В субботу у нас прошёл мастер-класс Татьяны Громовой. 5-й по счёту. На этот раз - свадебные куклы.

Татьяна как всегда порадовала, удивила и заставила задуматься. Куклы, которых она привезла, не такие популярные как Неразлучники или Мировое древо, а относятся к внутренней, скрытой от глаз части свадебного обряда.

Read more... )

Свадебные куклы, впечатления

Leave a comment

frische_fische February 2 2011, 09:47:15 UTC
Очень трогательно, но вот одна вещь покоя мне не дает: 90% крестьянок были неграмотными, какой-такой наказ "своими словами", если молитвы просто перерисовывали друг у друга, часто не понимая смысла. В экспедициях и сейчас сталкиваюсь с деревенскими бабушками 20-х гг. рождения, которые с трудом подписываются.

Reply

Красота - страшная сила)) alja8 February 2 2011, 15:32:54 UTC
У нас в компании подруга была, чудная рассказчица)) Любили мы её очень. Рассказывает, рассказывает, а мы с подозрением:
- Ольк, ну ведь врешь же. Ну не могло такого быть!
- (вздохнув глубоко). Вру. Но ведь так красивее!!!!!!

Reply

Re: Красота - страшная сила)) gromova_tv February 2 2011, 17:02:56 UTC
Что-то не верится про 90% неграмотных, уж извините. Моя бабушка, 1902 года рождения, работала директором школы, вторая - 1899, заучем в техникуме. ЕЕ сестра, 1900 гр, фармацевтом. Прадед первую школу в 1854 году открывал в селе и его портрет висит в школе до сих пор. Все жители сел, принадлежавшие роду Орловых, обязательно обучались грамоте. А самые способные отправлялись на учебу в крупные города в университеты и институты. Могу отсканить и выложить сканы зачеток 1912 года и дипломы питерских курсов и медакадемии

Reply

Бабушка как критерий истины alja8 February 2 2011, 18:00:01 UTC
Тогда уж заодно выложите, пожалуйста, данные о состоянии грамотности тех крестьянок, в ТО время, в ТОЙ области, где и когда зародилась описанная традиция. Географический фактор в этнографии - показатель владения дисциплиной, не так ли?
Каковы особенности сочетания языческой традиции (обережная кукла) и религиозной (написанная молитва) в этой местности? И лучше, во временном масштабе - время возникновения традиции ведь крайне трудно установить?)) Но сделать предположения об истоках - вполне))

А моя бабушка, 1903 г рождения, даже выучив семерых детей, оставалась всю жизнь неграмотной.. В их селе таких было большинство.

Reply

Re: Бабушка как критерий истины gromova_tv February 2 2011, 18:19:46 UTC
Я же написала о том, что образование в селах, принадлежащих графу Орлову-Давыдову было ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ!!!! А бабушка моя самарская дворянка, вторая - крестьянка села Курмакаево, что в Башкирии. Именно она и была директором в школе

Reply

Re: Бабушка как критерий истины frische_fische February 2 2011, 22:21:22 UTC
Мне нравится Ваш ход мысли (ровно те же вопрос возникали). Уж думала, что я одна такая дотошная нашлась:)

Reply

Re: Красота - страшная сила)) frische_fische February 2 2011, 22:24:33 UTC
Спасибо за информацию. Вот как раз такого рода "паспортов" иногда не хватает выкладываемым в сообществе куклам (я понимаю, что задача решается другая, но кашу из разных региональных традиций в своей голове не люблю).

Reply

Re: Красота - страшная сила)) frische_fische February 2 2011, 17:15:29 UTC
Эт да, что так красивее - тут не поспоришь:)

Reply

Re: Красота - страшная сила)) gromova_tv February 2 2011, 17:39:30 UTC
по смыслу чуть не понятно..... про красоту и вранье

Reply

Re: Красота - страшная сила)) maya_andronova February 2 2011, 21:22:09 UTC
Я не буду вступать в этот спор, он для меня не имеет смысла, потому что мы в Веджене решаем другую задачу. Но к названию темы "Бабушка как критерий истины" отмечу, что статистика, тем более относящаяся к тем временам, когда статистические исследования ещё вообще не велись - конечно, куда как более точный критерий, достойный безусловного доверия ;-). И прямо лыко в строку: к теме о вранье любителям статистики, как в прошлом научный работник, тоже позволю себе напомнить расхожее в научном мире высказывание, почти афоризм, приписываемый премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли: "Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика". Ну это так, к слову. Если найдутся желаюшие ответить, сразу прошу прощения за то, что тему развивать не буду :-)

Reply

Re: Красота - страшная сила)) frische_fische February 2 2011, 22:15:48 UTC
Про вранье не я писала (это был ответ на комментарий про девушку, любившую приукрашивать рассказы), так что и красота подразумевалась не физическая. Не рискну прояснять позицию автора комментария, но я поняла это как-то так: некоторые вещи нельзя объяснить, научно подтвердить, доказать, но без них все не так складно.

Reply

Re: Красота - страшная сила)) maya_andronova February 4 2011, 15:22:54 UTC
"некоторые вещи нельзя объяснить, научно подтвердить, доказать"

Да, это действительно так, ведь темами души (а куклы - они об этом) наука не занимается, во всяком случае, пока. Не её, науки, "область ответственности"...

Reply

maya_andronova February 2 2011, 20:48:48 UTC
Это вопрос к Татьяне Громовой :-)

Reply

maya_andronova February 4 2011, 14:36:15 UTC
Знаете, насччёт того, что мать молитву "писала", у меня появилось понимание. Если кукла относительно новая, лет 100 назад появилась в той местности, где крестьянки были грамотными, мать могла и написать совершенно спокойно, и вложить бумажку. Если кукла более древняя - тоже ничего удивительного. Речь же идёт о передаче образа этого пожелания, а образ можно передать разными способами, не только теми, которые мы знаем сейчас. Можно и не словами, а знаком. Например, узором в вышивке. Так что если оставить немного в стороне описанный способ передачи образа, то сам факт его передачи в более ранние, до-письменные времена, вполне вероятен, согласны?

Reply

frische_fische February 4 2011, 14:58:32 UTC
Да, вполне, такое понимание мне тоже приходило в голову.

Reply

gromova_tv February 4 2011, 19:38:56 UTC
Я о форме ничего не говорила, а вот теперь уточняю - закладывался предмет, имеющий для данного семейства сакральный смысл...

Reply


Leave a comment

Up