Вот чисто с вульгарных, с бытовых даже позиций, мне непонятно, как можно одной головой (или сердцем) верить и во всемогущего любящего Бога, и в вечные муки пропащей души?
Мейнстрим: Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям свое непокорное творение?
Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20). Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Сам Бог не считает его существование противоречащим Своей благости. О существовании ада учил Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника.
Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее. Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло. Отрицание Божественного правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. По замечанию свт. Иоанна Златоуста, «если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность - жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он благ». В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.
Атеистические аналогии с безжалостным садистом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созданий участи в геенне. Гнев и проклятие грешников со стороны Бога, о которых мы читаем в Библии, не следует воспринимать буквально и отождествлять с человеческими эмоциями. Гнев Божий «не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех», - объясняет блаженный Августин. Поэтому, определяя грешников в ад, Господь делает это не по злобе и мстительности в человеческом понимании, а совершая праведный суд над теми, кто не пожелал отделить себя от греха покаянием. По словам свт. Иоанна Златоуста, «для чего же Бог предупреждает об ужасах, которые намерен совершить? Для того чтобы не пришлось Ему совершать то, о чем предупреждает.. И угрожает Бог геенной не для того, чтобы ввергнуть в геенну, но чтобы освободить от геенны, а если бы он хотел наказать, то не угрожал бы, побуждая тем быть осторожнее, чтобы нам избежать того, чем угрожается. Он грозит наказанием, чтобы мы избежали наказания на опыте; устрашает на словах, чтобы не наказывать на деле».
Отвечая на это недоумение свт. Феофан Затворник писал: «Все, которые, нагрешив пред Богом, обращаются к Нему в слезах покаяния, всегда получают прощение, и пред ними дверь рая не заперта. Если б все люди, грехам повинные, так поступали, все бы вошли в рай, - и ад остался бы занятым одними духами злобы - ожесточенными и нераскаянными. Вы опираетесь на милосердом прощении. Но прощение небезусловно: покайся, и прощение получишь. А нераскаянного как простить? Господь милосердый всех готов простить, - только покайся и прибегни к Его милосердию. Если б и бесы покаялись, и те были бы помилованы. Но как они закостенели в упорном противлении Богу, то и нет им помилования. То же и в отношении к людям. Невозможно помилование тех, которые упорно противятся Богу.. Вы все упираетесь на благость Божию, а о правде Божией забываете, - тогда как Господь “благ и праведен” (Пс.24:8). Правда Божия вступает в силу, когда благость истощает уже все средства».
Кстати, читал интересную версию, не знаю уж, насколько еретическую. Мол, Бог создал АдЪ из милосердия, потому что его любовь для нераскаянных грешников - страшное мучение, а в аду её нет.
Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.
Современные коментарии:
Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем - проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней - богооставленность, а под скрежетом зубами - ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.
Мейнстрим: Разве не жестоко считать, что любящий Бог подвергнет мучениям свое непокорное творение?
Почему-то некоторым людям свойственно думать, что Бог обязан соответствовать их представлениям о Нем и поступать так, как они считают правильным. Однако Бог является Всемогущим Абсолютом, Который в принципе не обязан считаться с человеческим мнением о Нем. Претензии вроде того, что «Бог благой, а значит должен соответствовать лично моему понятию о добре и справедливости, а иначе я отказываюсь в Него верить или играть по Его правилам», выглядят довольно нелепо. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» (Рим.9:20). Это недоумение было бы справедливо, если бы сами люди выдумали ад. Сам Бог не считает его существование противоречащим Своей благости. О существовании ада учил Тот, Кто пришел в этот мир, чтобы пострадать и умереть за последнего грешника.
Для разъяснения этого недоумения необходимо иметь в виду следующее. Бог есть не только Любовь, но и Абсолютная Правда, воздающая по заслугам за добро и зло. Отрицание Божественного правосудия влечет за собой неверие в благость Божию, поскольку превращается в попустительство и уравнивание добра и зла. По замечанию свт. Иоанна Златоуста, «если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность - жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он благ». В самом деле, если нет Суда и воздаяния, то и нет разницы между Гитлером и Янушом Корчаком. В таком случае наш нравственный выбор бы обесценился и справедливость, об отсутствии которой в нашем мире говорят даже неверующие, никогда бы не восторжествовала.
Атеистические аналогии с безжалостным садистом здесь неуместны, поскольку Бог не желает никому из своих созданий участи в геенне. Гнев и проклятие грешников со стороны Бога, о которых мы читаем в Библии, не следует воспринимать буквально и отождествлять с человеческими эмоциями. Гнев Божий «не есть волнение Духа Божия, но Суд, которым налагается наказание за грех», - объясняет блаженный Августин. Поэтому, определяя грешников в ад, Господь делает это не по злобе и мстительности в человеческом понимании, а совершая праведный суд над теми, кто не пожелал отделить себя от греха покаянием. По словам свт. Иоанна Златоуста, «для чего же Бог предупреждает об ужасах, которые намерен совершить? Для того чтобы не пришлось Ему совершать то, о чем предупреждает.. И угрожает Бог геенной не для того, чтобы ввергнуть в геенну, но чтобы освободить от геенны, а если бы он хотел наказать, то не угрожал бы, побуждая тем быть осторожнее, чтобы нам избежать того, чем угрожается. Он грозит наказанием, чтобы мы избежали наказания на опыте; устрашает на словах, чтобы не наказывать на деле».
Отвечая на это недоумение свт. Феофан Затворник писал: «Все, которые, нагрешив пред Богом, обращаются к Нему в слезах покаяния, всегда получают прощение, и пред ними дверь рая не заперта. Если б все люди, грехам повинные, так поступали, все бы вошли в рай, - и ад остался бы занятым одними духами злобы - ожесточенными и нераскаянными. Вы опираетесь на милосердом прощении. Но прощение небезусловно: покайся, и прощение получишь. А нераскаянного как простить? Господь милосердый всех готов простить, - только покайся и прибегни к Его милосердию. Если б и бесы покаялись, и те были бы помилованы. Но как они закостенели в упорном противлении Богу, то и нет им помилования. То же и в отношении к людям. Невозможно помилование тех, которые упорно противятся Богу.. Вы все упираетесь на благость Божию, а о правде Божией забываете, - тогда как Господь “благ и праведен” (Пс.24:8). Правда Божия вступает в силу, когда благость истощает уже все средства».
Reply
Бог с мигалкой )))
Reply
Reply
Исаак Сирин: Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается друг другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой.
Современные коментарии:
Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем - проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней - богооставленность, а под скрежетом зубами - ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.
Reply
Reply
Leave a comment