Вот чисто с вульгарных, с бытовых даже позиций, мне непонятно, как можно одной головой (или сердцем) верить и во всемогущего любящего Бога, и в вечные муки пропащей души?
См. апокатастасис и, например, мнение свт. Григория Нисского.
Добро происходит от Бога, и оно ипостасно, т. е. существует самостоятельно. Зло же есть «не сущее» (μὴ ὄν), оно лишь отсутствие добра и как таковое не является ипостасью. «Различие добродетели и порока,- пишет святитель,- представляется не как различие каких-либо двух ипостасных явлений. Напротив того, как несуществующему противополагается существующее, и нельзя сказать, будто бы несуществующее ипостасно отличается от существующего; утверждаем же, что небытие противоположно бытию; таким же образом и порок противоположен понятию добродетели, не как что-либо само по себе существующее, но как нечто разумеемое под отсутствием лучшего. И как говорим, что зрению противоположна слепота, под слепотою разумея не что-либо само по себе в естестве существующее, но лишение предшествующей способности, так утверждаем, что и порок усматривается в лишении добра, как бы некая тень, появляющаяся по удалении луча» (Or. catech. 6). При всей агрессивности зло, по замечанию свт. Григория Нисского
( ... )
Comments 14
См. апокатастасис и, например, мнение свт. Григория Нисского.
Reply
Reply
Церковь его взгляды не приняла и назвала частным богословским мнением. Но, надо сказать, эти взгляды мне симпатичны.
Reply
Впрочем, с методической точки зрения, наверное, правильно.
Reply
Leave a comment