Система фирменного обслуживания поездов в московском метро

Aug 02, 2016 17:26




На протяжении нескольких последних лет Метровагонмаш активно развивает новое для себя направление работы - фирменное обслуживание поездов, выпущенных по заказу Московского метрополитена.

Начиная с 2013 г. завод осуществляет поставки нового подвижного состава для нужд московского метро в соответствии с контрактами жизненного цикла. Такие соглашения предполагают, что поставщик берёт на себя ответственность за техническое состояние эксплуатируемых вагонов, своевременное проведение регламентных работ; обязуется ежесуточно обеспечивать под подачу определённое количество поездов и не допускать (свыше оговорённого уровня) инцидентов во время эксплуатации, приводящих к снятию подвижного состава с линии.

Отвечает за эту работу заместитель генерального директора Метровагонмаша Александр Павлович Никитенко. По нашей просьбе он ответил на несколько вопросов, касающихся современного состояния системы фирменного обслуживания и планов на будущее. Интервью предполагается опубликовать в следующем номере журнала "Трансмашхолдинг", но читатели блога могут познакомиться с ним уже сейчас.


Александр Павлович! Метровагонмаш постепенно расширяет своё присутствие в Московском метрополитене, ставит перед собой задачу обслуживать весь парк метро. В каком состоянии этот проект на сегодняшний день? Каковы планы?

Мы постепенно развиваемся. В этом году, согласно имеющимся контрактам, мы будем менять парк подвижного состава в депо Выхино. Планируется поставить 192 вагона, это 24 состава. На сегодняшний день там находится 16 поездов. Ежемесячно, до конца года, будет поставляться по 2 состава и в 2017 году парк в депо Выхино будет полностью заменен. Обслуживание нового подвижного состава будет осуществляться в рамках контракта жизненного цикла. С нового года планируется передача в систему фирменного обслуживания 400 вагонов приписанных у депо Варшавское. Если все получится, то по итогу, мы заберем на обслуживание всю серию 81.760/761 вагонов.

Как осуществляется взаимодействие с метрополитеном? Какие качественные и количественные показатели используются заказчиком для оценки качества вашей работы?

Есть ключевые показатели, которые прописаны в контракте. Например, уровень и коэффициент готовности подвижного состава. Например, если на данный момент у нас есть 31 состав, то каждое утро 29 из них мы должны выдать в работу, это и есть коэффициент готовности. Второй показатель - это количество отмененных поездов из-за отказа и сбоя нашей техники. Если мы превышаем порог, который нам установил московский метрополитен, то платим штраф. Я хочу сказать, что в течение этого года, мы ни разу не довели ситуацию до штрафов, то есть все выполняется все в срок.



Ультразвуковая дефектоскопия

В течение последних лет Ваше подразделение получило богатый опыт работы в условиях московском метро. С какими неожиданностями вы столкнулись в процессе интеграции с существующим инфраструктурным комплексом? Какие корректировки вам пришлось вносить в свою работу?

Ну, неожиданностей нет. Потому что большая часть наших работников это «выходцы» из московского метрополитена. Люди опытные, обученные. Мы занимаемся этими работами на протяжении десятилетий, это для нас не ново. Случается, что Московский метрополитен по разным причинам узнает о новых технологиях, которые внедряет Метровагонмаш, не сразу и потому возникают расхождения и недопонимание в вопросах обслуживания вагонов. К счастью, они устраняются путем обсуждения и разъяснения точек зрения каждых из сторон.

Переход к обслуживанию множества моделей и модификаций вагонов метро, как новых, так и выслуживших значительную часть нормативного срока эксплуатации, означает, что на специалистов сервисной службы существенно увеличивается нагрузка с точки зрения освоения новых компетенций. Кроме того, многие вагоны по нормативу должны проходить ремонты «тяжёлых» объёмов. Как это отражается на развитии инфраструктуры сервисной службы?

Мы пока еще не забрали старые вагоны. Повторюсь, у нас много сотрудников, которые работали в московском метрополитене с вагонами прежних серий, то есть они занимались сервисным обслуживанием, ремонтом того состава который эксплуатируется сейчас. Имея опыт работы на старых вагонах, мы научились хорошо делать новые.

С точки зрения развития тяжелых ремонтов, мы освоили большой подъемочный ремонт - ПДР-1. Мы начали эту работу осенью прошлого года. Были закуплены стенды, колесные пары, тяговые двигатели и другие запасные части. Было решено адаптировать площадку в депо Владыкино. Мы подготовили и обучили персонал. На протяжении этого года мы уже сделали подъемочный ремонт 120-ти вагонов. До нас на этом подвижном составе ни кто такого ремонта не делал, это наша компетенция. Освоены технологии, которые позволяют локально, на небольшой площадке, выполнять всю необходимую, оговоренную в руководстве по эксплуатации, технологию.

Для комфортной работы наших сотрудников был закуплен большой вакуумный очиститель, который при чистке тяговых двигателей сразу всасывает грязь, не распространяя ее по помещению. После исследований, проведенных совместно с Демиховским машиностроительным заводом, было принято решение производить предэксплуатационную проверку у нас на площадке, вместо полного освидетельствования на заводе, что существенно сокращает расходы на перевозку деталей и оборудования. Был приобретен стенд для проверки работоспособности устройства, которое подавляет вибрацию. Принято решение обучить персонал ремонту гасителей колебаний, чтобы работники могли сразу устранять возникшие проблемы. В результате мы наблюдаем тенденцию снижения себестоимости подъемочного ремонта состава, без потери качества. Создан уникальный стенд, на котором проводится финальная операция по обкатке тележки, что позволяет проверить работоспособность всех отремонтированных деталей и узлов.



Подъёмочно-деповской ремонт (ПДР-1)

Какие узлы и агрегаты вагонов метро демонстрируют наилучшие показатели надёжности?

Никитенко А.П.: Тормозное оборудование. Конечно, были определенные конструктивные недоработки, но в процессе модернизации оборудования заводом «Трансмаш» все неполадки были устранены. На сегодняшний день это оборудование показывает достойный результат. Плюс ко всему, закупается дорогое, надежное, немецкое оборудование «KNORR-BREMSE». По результатам нашего деповского ремонта и исследованиям совместно с производителем мы пришли к выводу, что то оборудование, которое исследовалось, не требует вмешательства. Тем самым ремонт перенесся на следующий этап, что опять-таки, сокращает наши расходы. Мы придерживаемся известного принципа: «Я не настолько богатый человек, что бы покупать дешевые вещи».

Также хотелось бы обратить внимание на систему «Витязь-М», которая предназначена для безопасного управления метропоездом, обеспечивает управление и диагностику оборудования вагонов поезда в режиме реального времени. Эта система работает устойчиво. Мы, по образу московского метро, заключили с НИИ Приборостроения имени В. В. Тихомирова договор на контракт жизненного цикла. То есть они сами обслуживают свое оборудование. Это первая организация, которая заключила с нами договор и мы будем дальше распространять этот опыт на другие компании. Такой подход является очень выгодным для нас и мотивирует партнёров производить хорошую продукцию.

Представители сервисной службы на постоянной основе работают в ситуационном центре московского метро. Как Вы оцениваете эффективность этой работы? Как она отражается на деятельности сервисной службы в целом?

Да действительно, у нас с того момента как мы начали работать в московском метрополитене появились представители в ситуационном центре. Они оперативно отвечают на различные вопросы машинистов. Так как там находятся инженеры, которые в курсе, как конструкции вагона, так и работы машиниста. Тем самым, они могут дать четкие, грамотные советы по устранению проблемы. Или же быстро убрать состав с линии, что помогает сохранить наш ключевой показатель, который не должен превысить более 8 отмененных поездов в месяц. Представители этой службы постоянно повышают квалификацию, мы непрерывно питаем их знаниями о новых технологических процессах, они всегда в курсе всех событий.



Обслуживание тягового двигателя

Каковы особенности работы подвижного состава в жаркую погоду? Как ведут себя кондиционеры, насколько они эффективны?

Да, летом наступает жаркая пора не только для пассажиров, но и для сервисного центра. Поскольку, нужно успеть правильно подготовить наши климатические установки. Необходимо произвести переключение кондиционеров с зимнего режима на летний, это достаточно большой парк, который необходимо обойти. Как говорится, «готовь сани летом, а телегу зимой». Мы заключили контракт на обслуживанию кондиционеров с центром транспортного обслуживания вагонов (ЦТОВ). Также, сервисная служба делает промывку, меняет фильтры в кондиционерах. Дополнительно, мы формируем оборотный фонд запчастей, которые, предположительно, могут выйти из строя в летний период. Затрагивая вопрос об эффективности кондиционеров, могу сказать, что это больше субъективная оценка пассажиров. Так как в кризисный центр метрополитена поступают жалобы в равных долях на слишком холодную температуру в вагоне или слишком жаркую. В соответствии с техническим заданием климатическая установка обеспечивает свой функционал в зависимости от количества людей, которые находятся в вагоне.

Известно, что Метровагонмаш использует в производстве вагонов метро как французские кондиционеры «Фейвели», так и отечественные - «Транскон». В чём заключаются особенности их работы в московских условиях?

Абсолютно ни в чем. Различия этих фирм заключаются в разной элементной базе, но принцип остается тот же. Если говорить о надежности, то фирма «Фейвели» чуть лучше чем «Транскон», но сказать что «Транскон» остановился в развитии качества - нельзя. Эта компания постоянно работает над его повышением. Есть различие в цене. «Транскон» российское предприятие, а «Фейвели» французское; соответственно, российское дешевле.

В поставке какого оборудования и каких услугах внешних поставщиков нуждается сервисная служба? Каким образом осуществляется отбор контрагентов? Куда следует обращаться заинтересованным организациям?

В конструкцию вагона изначально входит некоторое оборудование, которое производят внешние по отношению к заводу поставщики. Так сложилось что те контрагенты, которые поставляют детали в вагон, участвуют и в его обслуживании. Если есть фирмы, которые могут предложить услуги дешевле чем поставщики, с которыми мы работаем, то мы всегда готовы обсуждать этот вопрос, конечно же, с условием сохранения качества продукции. По вопросу отбора контрагентов следует обращаться в Метровагонмаш, сервисный центр или конструкторское бюро. Нужно быть готовыми к тому, что предлагаемая продукция будет направляться на испытания. Мы хотим быть уверенными в оборудовании, которым оснащаем свои поезда.



Проверка износа деталей тележки

Каких специалистов вы ищете? Как устроиться к вам на работу, какие требования предъявляются к соискателям? Какие условия вы предлагаете новым сотрудникам? Какие программы обучения?

«Обслуживание вагонов» - это достаточно узкая специальность , не каждый человек, даже имея высшее или специальное образование, может этим заниматься. В то же время наши требования просты - желание развиваться, ну и конечно, определённый базис знаний в основах механики, электротехники, и т.д. Если соискатель соответствует этим требованиям, то мы, беря его на работу, попутно обучаем, адаптируем к нашим условиям. У нас есть своя система обучения персонала. Каждый мастер составляет свою программу обучения и читает лекции рабочим и получает за это деньги. Совместно с сервисными центрами планируется внедрение новой системы обучения. Наши сервисные центры разбросаны по всей Москве и людям бывает неудобно приезжать из другого конца города, например в Мытищи. Мы решили оборудовать кабинеты видеосвязью, чтобы создать интерактивное обучение. Необходимо развивать эту систему, развивать обратную связь. Для того, чтобы понять как работниками усвоен материал, планируется раздача обучаемым планшетов с вопросами по материалу пройденной лекции. Мастер будет отслеживать полученные работниками знания, и выставлять оценки, которые в дальнейшем повлияют на премиальную составляющую учащегося.

Как устроиться на завод? Наши адреса всем известны, заходите, проверяйте вакансии, приходите на собеседования. Мы ждем вас!

никитенко, метро, дмз, обслуживание, метровагонмаш, 81-760

Previous post Next post
Up