Новочеркасский электровозостроительный завод Трансмашхолдинга передал в эксплуатацию в депо Смоляниново Дальневосточной железной дороги два вновь построенных электровоза переменного тока 4ЭС5К - №004 и №005.
Электровозы 4ЭС5К относятся к числу наиболее мощных в мире.
С февраля 2015 года первые три локомотива 4ЭС5К «Ермак» уже работают в этом депо. По словам Игоря Тимофеенко, начальника депо Смоляниново, электровозы 4ЭС5К №№001-003 успешно водят тяжелые составы, в том числе и на сложных участках - при подъемах 30 о/оо и радиусах кривых до 200 м. За время эксплуатации не зафиксировано ни одного отказа и непланового ремонта по моторно-осевым подшипникам качения. Техническое обслуживание (в объеме ТО2) электровозов 4ЭС5К осуществляется через 240 часов, за исключением неблагоприятных погодных условий (снег, дождь), периодичность сокращается до 120-160 часов работы на участке обращения Смоляниново - Находка.
В локомотивах 4ЭС5К применено новое техническое решение - поосное регулирование силы тяги, позволяющее оптимально распределить тяговую нагрузку между осями и реализовать максимальный коэффициент тяги электровоза, т.е. увеличить вес перевозимых грузов. Внедрена микропроцессорная система управления с расширенными функциями диагностирования оборудования, осуществляющая передачу диагностической информации на серверы ремонтных депо и завода-изготовителя для оперативного устранения неисправностей. Применение на электровозе 4ЭС5К колесно-моторного блока с моторно-осевыми подшипниками качения позволяет увеличить периодичность между техническими обслуживаниями (ТО2) и тем самым уменьшить эксплуатационные расходы.
Важными преимуществами, влияющими на экономическую эффективность электровоза 4ЭС5К, являются максимальная унификация с другими серийно выпускаемыми НЭВЗом локомотивами переменного тока семейства «Ермак»; повышение тяговых свойств локомотива за счет увеличения количества тяговых осей; энергооптимальное ведение поезда за счет возможности гибкого формирования тяговой единицы нужной мощности, исходя из условий полигона ОАО «РЖД», с количеством тяговых осей от 4 до 16 с кратностью «4».
По результатам опытной эксплуатации в конструкцию электровозов 4ЭС5К с №004 внесены значительные изменения с целью повышения надежности, ремонтопригодности, снижения стоимости локомотива. В частности, из состава бустерной секции второго типа исключены блок мотор-компрессора, главные резервуары на крыше. На всех секциях вместо силового кабельного монтажа применен шинный, что дает значительный экономический эффект.
До конца 2017 года НЭВЗ изготовит еще 3 электровоза 4ЭС5К №№006-008.
Электровозы серии «Ермак» эксплуатируются на железных дорогах России с 2007 года. В зависимости от решаемых задач, они могут использоваться в одно-, двух-, трёх и четырехсекционном исполнении. Полигон эксплуатации - Дальневосточная, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Красноярская и Октябрьская железные дороги. Кроме того, некоторое количество двухсекционных «Ермаков» работает на Украине (Одесская железная дорога).