ЗАПОРОЖСКАЯ ВЕРФЬ

Sep 24, 2016 21:39

ЗАПОРОЖСКАЯ ВЕРФЬ



Нарушение границ Российской империи 20-тысячным отрядом крымских татар, следовавших в Закавказье, послужило поводом к началу Русско-турецкой войны в 1736 г.

Уже первый год войны показал, что для успешного ведения боевых операций против хорошо укрепленных крепостей Очаков и Кинбурн, которые закрывали выход из Днепровского лимана, и для полной блокады их необходимы были не только сухопутные войска, но и флот.

Начало судостроения на Днепре относится ко второму Азовскому походу Петра I в 1696 г.; к этому походу в городе Брянске, на р. Десне, впадающей в Днепр, по повелению царя, гетман Мазепа приказал строить суда. Особому отряду из 2500 человек, под началом дворянина Неплюева, совместно с запорожскими казаками, было поручено произвести на брянских судах нападение на берега Крыма. Так было положено начало создания Днепровской флотилии.

И уже с осени 1736 г. в Брянске опять стали спешно строить мостовые плашкоуты для перехода армии Миниха через Днепр и Буг и 400 дубель-шлюпок, которые должны были пройти Днепровские пороги и действовать в море; кроме того строили малые прамы, плоскодонные галеры и конгебасы. Дело постройки шло медленно, а между тем Миних, взявший в начале июля 1737 г. Очаков, настоятельно требовал скорейшего привода судов из Брянска, рассчитывая с их помощью захватить берега лимана. Но командующий армией напрасно угрожал "за умедление" смертной казнью; не помогали и повторные высочайшие указы: плавание Днепровскими порогами было так трудно и опасно, что из 300 судов, вышедших из Брянска весной 1737 г., к Очакову прибыло в конце августа только 4 дубель-шлюпки и один конгебас, да и те с такими повреждениями, что потребовали немедленной починки. А между тем Миних считал и в своих донесениях : "От состояния флотилии и от указа Ея Величества только будет зависеть, и я в будущем году пойду в устье Днестра, Дуная и далее в Константинополь." Необходимость базы по ремонту судов, а также потребность в новых судах, была такой острой, что командование вынуждено было организовать за порогами судостроительную верфь.

Указом от 3 сентября 1736 года главное командование Днепровской флотилией было поручено вице-адмиралу Науму Акимовичу Сенявину, который приехал в Полтаву, где имел с Минихом совещание о приготовлениях к будущей кампании. Относительно места, где производить постройку судов, Миних полагал, что новое адмиралтейство должно быть ниже речки Московки, т.к. вблизи этого места находится много разного леса, который можно сплавлять, минуя пороги; но, не останавливаясь окончательно на этом мнении, было решено Сенявину и Дебреньи отправиться лично для осмотра местности по течению Днепра ниже порогов.

Из донесения Миниха видно, что Сенявин и инженер-майор Ретш выбрали для строения судов место на острове, называемом "Вышняя Хортица" и лежащем в 10 верстах ниже порогов. На этом острове был немедленно заложен ретраншемент и на зиму поставлена военная команда, состоявшая из капитана, мичмана и 100 человек нижних чинов; Миних приказал назвать это место "Запорожской верфью" и доставил её карту в Адмиралтейскую коллегию. Донося Императрице о результатах своего совещания с Сенявиным, Миних между прочим пишет : "И понеже на него вице-адмирала крепкую надежду иметь возможно, что он порученное ему дело исправит...".

Планы "Запорожской верфи" были найдены в архиве известным краеведом, автором нескольких историко-географических трудов о Запорожье - В.Г. Фоменко.

Запорожская верфь, согласно плану, была расположена в северной части Канцеровского острова (ныне Байда). Верфь представляла собой земляное укрепление с валами и рвом. Западный вал имел длину 85 м, южный - 110 м, северный - 105 м, кроме того западный вал имел ров глубиной 1,5 м. Внутри укрепления находились : пороховой погреб, 8 солдатских землянок, 2 офицерские землянки. В южной части острова за пределами его укреплений располагалось 26 землянок, в которых жили запорожские казаки и 5 землянок для их старшины.

К строительству судов для Днепровской флотилии приступают запорожские казаки и солдаты регулярной армии во главе сгалерным мастером. Из представленного Минихом 11 августа 1736 г. в Сенат чертежа (найден в архиве В.Г. Фоменко) видим, что их прообразом была запорожская "Чайка", но Миних указывал, что нет надобности делать эти суда из одного дерева, как "по необходимости, делаются запорожские дубы".

Суда эти имели 24 весла, были длиной 60 футов, шириной 11 футов и глубиной 3 фута. Весь флот на Днепре в это время состоял из 462 судов подобного типа, большая часть их (399) находилась у Хортицы и Малышевского редута. Для обслуживания этой флотилии "находилось служителей и адмиралтейских разных мастеров ... при Хортицком острове 564 человека".

Военная кампания 1738 г. была неудачной. Были оставлены Очаков и Кинбурн. Деятельность Днепровской флотилии в этом году выразилась только в перевозке войск и провианта, морские команды страдали от чумы, жертвами которой стали и два главных начальника Днепровской флотилии, вице-адмирал Н.А. Сенявин и контр-адмирал Дмитриев-Мамонов.

После ухода войск из Очакова (1738г), остров Хортица становится опорной базой армии и флотилии, и на нем строятся укрепления. В "Материалах для истории инженерного искусства в России", изданный Ласковским в 1866 г., находим подробный план этих укреплений.

"Для прикрытия лагеря (А), который поместился в северной части острова, расположена была непрерывная линия укреплений (б,б), состоявшая из 6 редутов, соединенная между собой прямыми куртинами. В тылу лагеря устроена была другая, небольшого протяжения, непрерывная линия (в,в), усиленная четырьмя редутами; она имела целью обеспечение отступления войск с острова на левый берег Днепра. Для обеспечения сообщения с правым берегом, а также для прикрытия флотилии, создан был обширный ретраншемент (г,г). Укрепление "Запорожская верфь" (а), по своему местоположению, способствовало усилению обороны как большого острова, так и береговых укреплений."

Несмотря на то, что на острове проводилось такое активное строительство фортификационных сооружений, в сентябре 1738 года Барш доносил, что "новоманерные казацкие лодки весьма негодны, узки и шатки и на гребле тяжелы и строены более для разъезду запорожцам, и они их не употребляют".

Комиссия, составленная из морских офицеров, осмотрела 260 судов, находящихся при Хортицком острове и вблизи его, и пришла к заключению: оставить без починки 15 судов, починить 213, и за негодностью разломать 32. Самый Хортицкий остров признан за удобный к устройству верфи "лишь по самой крайней нужде", при чём имелось ввиду, что в весеннюю полую воду не затопляется.

В 1739 году русские войска в связи с заключением союзницей России Австрией сепаратного мира с Турцией и из-за эпидемии чумы оставили Хортицкий остров и Запорожскую верфь. Из-за недостатка транспорта и невозможности провести суда вверх через пороги армия оставила много пушек, бомб и другого тяжелого груза.

В 1739 году был заключен мир с Турцией, по которому Россия получила только берега Азовского моря.

Мы видим, что в продолжение всей войны 1736-1739 гг. остров Хортица оставался местом стоянки Днепровской флотилии и армии.

В 1744 г., через пять лет после окончания войны, генерал фон-Бисмарк, командовавший в этом крае войсками, ставит вопрос об ограничении числа укрепленных пунктов на том основании, что некоторые из них пришли в полуразрушенное состояние и требовали для своего восстановления совершенной перестройки.

По рассмотрению этого представления Военная коллегия определила: "ретраншементы : Хортицкой, Малышевской, Ненасытецкой... , велено во всем в доброе и оборонительное состояние приводить..."

Это было последнее распоряжение Военной коллегии, касающееся укреплений на острове Хортица, возведенных во время войны 1736-1739 гг., датировано оно 22 марта 1749 г. В связи с постановлением Совета Министров УССР от 18 сентября 1965 г. "Про увічнення пам'ятних місць, зв'язаних з історією запорізького козацтва" та оголошення території острова Хортиці державним історико-культурним заповідником” летом 1968 г. на острове Хортица работала комплексная археологическая экспедиция АН УССР и Запорожского областного краеведческого музея, начальник экспедиции Юра Р.А. и заместитель начальника Ширяев А.Г.

Работа экспедиции носила разведочный характер и одним из объектов раскопок была Запорожская верфь и укрепления правого берега Днепра.

На правом берегу Днепра в центре ретраншемента были раскопаны остатки двух землянок. В каждой из землянок был собран большой речевой материал. Так, в одной из землянок на обгорелом полу, сделанном из досок, найдены замок от кремневого ружья, отдельные детали ружей (курки, пружины, кремни, свинцовые обкладки для кремней), штопор для шомпола, четыре наконечника копья, неиспользованные свинцовые пули, картечь. Было встречено много медных и костяных пуговиц от солдатских мундиров, пряжки от поясов, железные подковы от сапог. Попадался также и различный инструмент : долото, тесла, кресала, шила, а также рыболовные крючки. Тут же лежали целые и поломанные глиняные трубки для курения.

В другой землянке было найдено две шпоры, эфес шпаги, наконечник копья, детали ружей, ядра, осколки гранат (разрывных ядер) . Тут же были найдены рыболовные крючки, глиняные грузила от рыболовных сеток. Около входа в землянку найдены остатки мундира с пуговицами. Попадалось много фрагментов стеклянной посуды (штофы), глиняных орнаментированных горшков и мисок.

Удалось выяснить размер и конструкцию землянок. Они имели столбовую конструкцию и были сделаны из досок, которые крепились большими коваными гвоздями. Землянки имели квадратную форму (4,5х4,5 м). Ко входу были приделаны продолговатые сени (2х3 м), которые зимой сберегали тепло. В одном из углов землянок размещались печи, сложенные из дикого камня на глине. Окна делались из широких досок с круглыми отверстиями, куда вставлялось круглое стекло диаметром 15 см. Если допустить, что в землянках были двухъярусные нары, то в них могло размещаться 8-10 человек. Землянки датируются найденными в них монетами 20-30 гг. XVIII в. (полушки, копейки, деньги).

На Малой Хортице (Канцеровском, Байды) на территории укрепления “Запорожская верфь” были исследованы также две землянки, которые имеют такую же конструкцию и размеры, что и на правом берегу Днепра. Здесь найден богатый материал, который датируется монетами первой половины XVIII в. Наибольший интерес представляют орнаментированные позолоченные пуговицы, фигурные бронзовые бляшки, обломки жерновов и обгорелые зерна, медная чернильница (каламарь) с орнаментом в виде подсолнухов.

Исследование северного вала выявило под его насыпью на материковом песке остатки сгоревших бревен, которые, вероятно, можно связать с деревянным укреплением замка Дмитрия Вишневецкого, построенного в середине XVI в.

К этому периоду, вероятно, можно отнести и наконечник копья, найденный здесь же. Во время раскопок было найдено много материала, который свидетельствует о том, что остров Малая Хортица (Байда) с наидревнейших времен был заселен. Так, здесь размещалось поселение эпохи бронзы (3-4 тыс. до н.э.), о чем свидетельствуют фрагменты глиняной посуды, кремнивые и бронзовые орудия труда. О заселенности острова в скифское и античное время свидетельствуют фрагменты греческих амфор. Остров был заселен и в первые века н.э., свидетельством чего являются фрагменты сосудов так называемой черняховской культуры. О пребывании на острове и правом берегу Днепра славян времени Киевской Руси говорят найденные здесь фрагменты посуды и железные наконечники стрел. Таким образом, удалось проследить многовековую историю острова Малая Хортица (Байда).

Участникам экспедиции была передана целая амфора IV-IIIвв. до н. э., найденная шофером В.У. Грицаевым в песке одной из балок на правом берегу Днепра у карьера.

Свидетельство о том, что в 1812 году у о. Хортицы в Днепре была найдена запорожская чайка, с которой были сняты 2 пушки, датированные XVI- началом XVII вв., заставило экспедицию провести первые в Запорожье, небольшие по объему, но давшие результат, подводные исследования на Днепре у острова Малая Хортица (Байда). Подводниками клуба "Скиф" впервые были зафиксированы остатки затопленных судов у Запорожской верфи.

Начиная с 1970 г. сотрудничество подводников с Хортицким государственным заповедником и Запорожским областным краеведческим музеем дает обильный археологический материал. Так, во время работы на Днепре в 1970 г., (руководили работами Слинов Е.Р., Щаповалов Г.И.) подняты ядра и якоря, в 1971 г. (Слинов Е.Р., Щаповалов Г.И.) - поднята носовая часть "казацкой лодки", в 1972 г. подводники во главе с Николаевым В.Г. подняли у Наумовой балки бомбы периода русско-турецкой войны 1736-1739 гг., а во главе с Шаповаловым Г.И. - пушку, ядра, якоря и т.д.

И, наконец, в 1999 году, благодаря спонсорской поддержке подводники под руководством В. Нефедова подняли со дна Днепра хорошо сохранившуюся "Казацкую Чайку", к сооружению которой был приложен труд, умение и знания запорожских казаков.

Безусловно, что знание местности и боевой опыт запорожцев учитывались российским командованием не только при судостроении и боевых действиях на море и реке Днепр, а и при выборе мест для верфи и иных вопросах.

В том, что у запорожцев был огромный опыт в судострении и мореходстве, сомневаться не приходится, не сомневаемся мы и в том, что чайки запорожских казаков посещали о. Хортица с самого начала возникновения казачества.

В "Каталоге коллекций древностей" А.Н. Поля находим: "Железная пушка, скрепленная семью железными обручами; заряжалась с казенной части; длина дула 64, калибр 7. Такая же пушка с восьмью обручами; длина дула 69, калибр 7. Обе найдены вместе (в 1872 г.) на дне чайки, затонувшей в Днепре у Хортицы". Такие пушки датируются XVI - началом XVII вв.

Подобные находки дают уверенность в том, что со временем у о. Хортица будут найдены суда и более раннего времени.

Создание Хортицкого укрепленного лагеря с "Запорожской верфью" имело важное значение в обеспечении боевых действий против Турции, а значит, и в обеспечении выхода России и Украины на берега морей, которые издавна принадлежали славянам, и поэтому все, что связано с существованием "Запорожской верфи", и в том числе ее подводные исследования, имеют большой интерес.

http://www.cossackdom.com/articles/k/kozirev_verf.htm

Запорожье, history, история, казаки

Previous post Next post
Up