Развивая лучшие традиции отечественной и зарубежной науки, современные историки, археологи, этнографы, лингвисты и другие ученые прояснили многие спорные вопросы, сделали ряд открытий и представили более полную картину прошлого. Подробно исследованы корни древних многих цивилизаций Евразии, начала славянского и русского мира, без знания которых нельзя понять смысл истории и многие события нашего времени.
Можно считать доказанным, что на Северо-Западе нашей Родины существовала легендарная Гиперборея, а на Юго-Востоке - Великая Скифия и Сарматия. Есть основания для предположения, что древние цивилизации Евразии - Аратта, Ариана, Киммерия - находилась в степях Причерноморья и Приазовья. Доказана генетическая и историческая общность славяно-арийского мира, его тесные связи с античными цивилизациями Балтики и Средиземноморья. Об этом родстве свидетельствуют этимологически близкие, иногда единые понятия, схожие по именам и функциям пантеоны богов, близкие по духу и форме народные традиции.
Новейшие исследования показывают, что так называемое «Великое переселение народов» в действительности было одним из этапов закономерного освоения жизненного пространства нашими давними предками, которые жили на территории Западной и Восточной Европы до появления Римской Империи, во время ее расцвета и после ее падения.
По сути речь идет об открытии подлинной истории, более древней, более сложной, но и более богатой славными событиями. Такой пересмотр мировоззренческих стереотипов и идеологических клише, сопровождающийся неизбежной переоценкой прошлого в целом, иногда называют «альтернативной историей» или «историческим ревизионизмом», что не совсем удачно. Лучше говорить о возрождении Памяти, о реконструкции или реконкисте прошлого, поскольку наиболее смелым и последовательным ученым в их стремлении докопаться до истины порой приходится в буквальном смысле отвоевывать каждый достоверный факт, добывать и защищать его ценой огромных умственных усилий и гражданского подвига.
Ведь прошлое только на первый взгляд кажется неподвижным, монолитным и однозначным. На самом деле оно разнообразно и выражается через авторские точки зрения, обобщенные до научных школ и академических направлений. Проходят годы, десятилетия, века, и представления о былом (образы или модели прошлого) качественно меняются.
То, что мы сегодня называем славянским или русским миром, некогда представляло собой многополюсную структуру, менявшую свои контуры в зависимости от исторических условий. Полюсы, подобно греческим городам-колониям, знали о существовании друг друга, но не всегда взаимодействовали. Династические браки были лишь одним из немногих средств укрепления племенных союзов с другими странами. Часто случалось, что одни братские народы воевали против других на стороне германцев, римлян или степных кочевников.
Интерпретация одних и тех же событий зависит от эпохи, личности и мировоззрения наблюдателя, а также его географического местоположения. Так, например, история античного Рима по одному выглядит с Запада и совсем по-другому с Востока. Одну трактовку прошедших событий дают летописцы, другую - богословы, третью - философы, четвертую - политики.
Для нас история имеет еще одно удивительное свойство. Когда мы её рассматриваем под углом зрения родовой памяти, бесконечное количество разрозненных фактов начинает выстраиваться в логичную связь, а сами события становятся все более понятными, близкими, родными.
Предвидя возможную критику моего славянофильства и русоцентризма со стороны оппонентов, я заявляю, что цель моя не состоит в том, чтобы искусственно углубить родную историю, любой ценой доказать славянское или русское происхождение того или иного колена европейцев.
Вместе с тем, нельзя закрывать глаза на историческую правду. Начав научную карьеру в начале 1980-х годов в качестве профессионального испаниста и латиноамериканиста, я в ходе своей исследовательской работы даже в западной литературе, посвящённой романо-германскому миру, обнаружил множество объективных фактов и неопровержимых аргументов в пользу глубокой древности славяно-русского мира. Исходя из этого первого опыта, в дальнейшем я стремился по возможности указывать на родственные связи наших давних и более близких предков, выстроив, таким образом, генетическую линию. Возможные ошибки и неточности на этом пути не должны препятствовать пониманию общего замысла и сути исторических явлений.
Другая проблема: взаимосвязь ядра нашего суперэтноса и его периферии. Можно сколько угодно говорить о тех или иных элементах славянства в различных культурах, например, арийской (ведической), христианской (православной) или исламской (коранической). Важно точно знать, в какой мере эти элементы проявляются. Если таковые доминируют, то где выражение этой гегемонии? Где конкретные исторические памятники или хотя бы их доказанные следы?
В качестве примера можно привести судьбу энетов (венетов) из Пафлагонии (Малая Азия), путешествовавших во главе с легендарным Энеем после падения Трои. Они могли быть фрагментом или даже авангардом древних венетов, предков западных славян, однако не были центром античного славянства в целом. Сама Троя (Илион), по-видимому, была колонией Иллирии и Фракии.
Ядро зарождающегося славянства находилось значительно севернее, к северу от Карпат и Понта, в легендарной Гиперборее и Скифии, в балтийской Славии, породивших Волин (Винету), Прагу, Киев и Новгород.
Когда мы говорим об исторических источниках, мы всегда имеем в виду, что таковые не сводятся к письменным, да и вообще - к вербальным (словесным) текстам. Исследователю прошлого нельзя ограничиваться комментированием той или иной книги, эпической песни, легенды, какой бы ценной она ни была. Талмудизм, выросший до уровня современной герменевтики, имеет свои достоинства как метод, но он явно недостаточен для полноты знания многомерного, многообразного и противоречивого мира. Сама окружающая нас действительность, сама природа и сама человеческая история должны рассматриваться нами как открытая книга. Этот метод в современной науке называется семиотикой, разделом знаний о знаковых системах различного порядка, включая, конечно, и вербальные. Если мы посмотрим на мир с точки зрения семиотики, нам откроются новые горизонты, ключи и тайны.
Одним их главных направлений исторической семиотики является топонимия, наука о географических именах. Любое место земли, горных или водных пространств, имеет несколько названий, которые сменяют друг друга от эпохи к эпохе. Вспомним, например, прежние названия Балтийского моря. Оно некогда именовалось Скифским, Венетским, Сарматским, Свевским, Варяжским и т.д. Топонимы помогают нам проследить исторический путь миграции наших предков на просторах Евразии - от Балкан и Русской равнины до Скандинавии и Аляски.
Самостоятельную отрасль знания составляет теонимия, наука об именах богов, выросшая из древней космогонии и обрядности. Некогда среди жрецов (волхвов) был специальный круг посвященных, хранивших память о богах, сотворивших мир. Боги воспринимались как первопредки людей, вступали в браки между собой и распри. Такого рода сведения мы находим, например, в «Теогонии» Гесиода. В специальном разделе мы приведём множество интересных данных, раскрывающих сакральный смысл богов и богинь наших предков-язычников. Особое место нами уделено семье гиперборейских богов, которую составляли олимпийцы Зевс (Див), Лето (Лада), Артемида (Дзевана) и Аполлон (Купала).
Для проверки достоверности исторических данных автором использованы достижения таких отраслей науки, как генетика, антропология, генеалогия, сравнительная лингвистика, семиотика религиозных символов, музыки, одежды. Конечно, многое ещё требует дополнительной проверки, однако и то, что нам открылось, впечатляет. Сведенные воедино, результаты исследований различных наук меняют саму картину античного мира.
ЭТО БЫЛА ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРЕДИСЛОВИЯ (2.2) К КНИГЕ ТУЛАЕВА П.В. РУСЬ, СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ В ДРЕВНОСТИ» (МОСКВА, «ВЕЧЕ», 2019, С. 7-9). ПРОСЬБА СОХРАНЯТЬ ССЫЛКУ НА ИСТОЧНИК ПРИ РЕПОСТАХ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.