Feb 12, 2017 13:59
Прочёл я роман Дмитрия Казакова «Чёрное знамя», и бросился немедленно писать отзыв, вещь страшная и завлекательная, фантастическая и реалистичная, не оставила равнодушным.
Книга пугала своею точностью, но вызывала возражения.
Главный герой, меняясь, шёл к своей гибели, - не автор тащил его, а он сам, со всей многомиллионной империей, стремился к смерти, но на каждом шагу этого пути, пройденного читателем «Чёрного знамени», всё острее чувствовалась иллюзорность происходящего.
Какая-то завеса майи отделяла текст от жизни, помимо собственно детективного сюжета о поиске заговорщиков-террористов в своих же рядах, и становящейся всё более определённой обречённости рождённого на страницах мира, некая тайна осталась нераскрытой. Автор распутал и разложил перед нами все нити в финале, но чувство, что в узел завязки скручивались совсем иные петли, не оставляло меня.
Во-первых, нацистская Германия в книге нанесена на Россию 30-х годов уж очень равномерно. Анархическая вольница России не превратится в нордический порядок и культ силы ни под какой рукой потомков Чингисхана.
Во-вторых, очень уж сильно главный герой, видный партийный функционер, пропагандист, ненавидит своих. Действительно ли устоит держава, где винтики государственной машины так любят Вождя, но ненавидят товарищей, а значит, и самих себя. С такою силой, что аж трясёт от отвращения при виде жандарма или опричника.
Но самое главное таится не в хорошей, в общем, книге, а в самом антифашизме. Главная ущербность антифашизма в том, что он не видит за деревьями леса, а за фашизмом - насилия.
Всё заслоняют чёрные знамёна и факельные шествия, гимны и молитвы вождю, архаика в стиле и модерн в технологиях, в общем, внешний декор.
Фашизм обозначается вереницей меток, - лагерем, набитым евреями, гомосексуалистами и инакомыслящими; зажигательными речами вождя; наконец, жидоедство отвратительного опричника выдаёт читателю его главную злодейскую роль задолго до того, как это станет ясным по сюжету. Столь явный антисемит определённо величайший злоумышленник в подобной книге, и никто иной.
Возникает впечатление, что этот стиль и есть источник зла, что самолёты, окрашенные в иные, более разнообразные цвета, убивают дозволенным способом.
Ну и наконец, последняя ремарка: Империя и Главный Герой идут к смерти одновременно. Но причины их гибели различны. Надрыв не соизмеренных сил в войне против всего мира - и разочарование в себе, утрата веры. Страну губит фашизм (в данном случае, Евразийство), человека - быт, труд, обстоятельства.
И если Империю разорвут «Свободные страны» антиевразийского пакта, то наш протагонист саморазрушается сам, теряя жену, сына, здоровье. Сын, молодой офицер, погибает при взрыве склада боеприпасов в мирное время. Жена уходит к другому, более обаятельному коллеге по партии, а потом угасает от инсульта. Болезненным хромцом делают статского советника Олега Одинцова турецкие бомбисты, но главный переворот в собственном мировоззрении учиняет он сам, беспросветность и бессмысленность даже самого самоотверженного труда ранит больней всего.
Хранимый судьбою главный герой, несколько раз чудом спасшийся, проскользнувший на волосок от смерти, видимо, имевший некое тайное предназначение, сам кончает с собой.
Не является ли это намёком, что обречённая на гибель Империя может спастись и одержать викторию? Вот это для меня стало главной загадкой.
книги,
варварство,
думы,
история,
цивилизация