"Паникёров - на фонарь" или "Что начальник транспортного цеха имеет сказать за аварию на Байконуре".
Oct 11, 2018 15:13
Суровые мордовские "антисоветчики", мля... 🤣
Вот как откликнулся новостной портал "Столица С" (новости Мордовии и Саранска) на аварию на Байконуре:
"Трагедия Роскосмоса: на старте, за которым лично наблюдало руководство НАСА, произошла авария ракеты-носителя"
Чо, саспенс?! Всё взорвалось к едрениной матушке, Овчинина с Хейгом разметало на молекулы, обугленные кишки Джима Брайденстайна отсребают от капониров?!
Да, что-то пошло не так. Почему-то отработка второй ступени не дала нужного ускорения. "Союз-МС-10" отделился от ракеты-носителя и "согласно купленным билетам" совершил посадку по баллистической траектории (и это - нормально, мля, для аварийной ситуации). Экипаж при этом "словил" 6 g. И это тоже - совершенно нормально. При взлёте норма перегрузки - до 7 g. При штатной посадке - да, 3-4 g, но - значительно дольше, чем при аварийной - 6 g.
Для справки: 5 g - это перегрузка при раскрытии парашюта. Перегрузкам в районе 8-10 g постоянно подвергаются пилоты сверх-звуковых самолётов-истребителей и болидов Формулы 1. Крайний зафиксированный рекорд выживания (!!!) при мгновенной нагрузке - 214 g (я раньше не знала, поела ухи). Пилот Формулы Кенни Брак в 2003 году немножко не вписался в поворот... на Ютьюбчике есть, очень поучительное зрелище. Если "вешать в граммах", то это получается, что, при среднем весе пилота в 75 кг, ему "привалило" 16 тонн. (и я ещё раз поела ухи) А космонавты "в среднем по больнице" обычно больше 4 g действительно не испытывают. "До чего техника дошла!" Но это не значит, что их перестали готовить к "не средним" случаям. И не значит, что в корабле нет "специальных приблуд", предназначенных обеспечивать не только выживание, но и функционирование экипажа и при 10 g, и даже при 20 g ("но - низэнько", в смысле - кратковременно).
В общем, получив стандарную по времени и интенсивности перегрузку, экипаж штатно сел (штатно для внештатной ситуации, да) в широкую казахскую стЭпь. Где его тут же штатно подобрали соответствующие службы (все же понимают, что нонеча траектория спуска с момента отделения просчитывается за секунды и с точностью до трёх плевков?..) После приземления Овчинин вышел на связь с поисковой командой (которая в данном случае просто так называется, традиция такая... ИСКАТЬ там никого не надо). Сам. НАСА официально заявило, что экипаж "находится в хорошем состоянии". Само. "Роскосмос" создал аварийную комиссию. До получения её заключения пуски с экипажами приостанавливаются. И это всё - тоже нормально. А что "экипаж отвезли в больницу" - так их ВСЕГДА туда отвозят после приземления. И, думаю, ещё много лет будут отвозить. Работа знаете ли, такая... сопряжённая с нагрузками на здоровье.
Вот такой вот у нас дас ист катастроф на самом деле. Хорошо? Нет, конечно. Плохо. И кому-то пора запасать вазелин в промышленных масштабах. Не поможет, конечно, но ... хоть будет, чем заняться, пока бассейн не закипит. Конспирологические теории на счёт "А что же там случилось?!" - это не ко мне. Я точно знаю, что выводы государственной комиссии в штатном порядке будут предоставлены "широкой общественности". И это - тоже нормально.
А суровым мордовским "антисоветчикам" могу ещё заметить: ребята, вы вот жалуетесь, что "Независимая журналистская работа требует много времени, сил, нервов и денег. Но доходы, которые мы получаем от рекламы, невелики. Поэтому нам нужна поддержка читателей"... Ребята, если вы будете с такой детской непосредственностью (граничащей с "детской неожиданностью") "грызть ногти" при каждом форс-мажоре в российской космонавтике... боюсь, доходы ваши так и будут невелики. По всем фронтам. Ну, разве что привлечёте внимание Московского Комсомольца и вам дадут там работу... что - вряд ли. Настолько "наивно" не работают даже в МК. 🤭
И, просто для калибровки шкалы, напомню, как на самом деле выглядит "трагедия" в области пилотируемой космонавтики.
Нет, совершенно не важно, как назывался космодром. И на каком языке говорил диспетчер отсчёта. Важно чётко понимать, где в этой области человеческой деятельности "ужас", а где - "ужас-ужас-ужас!". Джим Брайденстайн - 1975 года рождения. Так что он отлично в курсе честной калибровки шкалы рисков в своём деле. Он, как и я, видел эту калибровку в новостях. Только, возможно - в прямой трансляции.
Кстати, о 1975-м. 5 апреля этого года космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров вот примерно таким же побытом (тоже - проблемы со второй ступенью) "недолетели" на "Союзе-18". Только у них спуск был неконтролируемый. "Всё нормально. Падаю". Словили, между прочим, 26 g, был отказ зрения и остановка сердца. И приземлились они в глухомани медвежьей под Горно-Алтайском. На склоне горы, в 150 метрах от пропасти. И не убились в неё только потому, что парашют наглухо запутался в деревьях. А действующие по обстоятельствам военврач и инженер -"луноходчик" сперва вскрылись и осмотрелись, а уж потом ... ну, в общем, выяснилось, что и не надо ничего отстреливать. Словом, богатая история была, да... И это, до сегодняшнего дня, был крайняя авария пилотируемого "Союза". Просто - для справки.