Про Рёскина

May 05, 2015 21:49

Читаю сейчас «Лекции об искусстве» Рёскина и не устаю поражаться тому, что продвинутые для викторианской эпохи слова и мысли в наши дни кажутся несусветной дикостью. То, что Рёскин антипрогрессист я знал давно, после того, как прочитал «Семь светочей». В частности, примечательна его мысль о том, что не следует заменять ручной труд машинным, там, где это возможно. Правда, тут же для водяных мельниц предлагается сделать исключение.
Или вот цитатка:
Слишком долго хвалились, словно это предмет для гордости, тем, что из массы людей, положение которых считается тягостным, отдельным лицам энергичными усилиями при счастливых условиях удается выбиться на свет и с презрительным самодовольством оглянуться на прошлое, на занятие своих родителей, на детство. НЕ должны ли мы скорее стремиться к такому идеалу национальной жизни, при котором занятия англичан хотя и будут различны, но ни одна профессия не будет ни мучительной, ни низкой, когда механические работы, признаваемые по своему характеру унизительными, будут предоставлены расам менее счастливым и более корыстолюбивым…
Ну и далее следует панегирик Англии, совершенно империалистический по духу. И конечно, Рёскин расист еще тот: пишет, в частности, что негры не могут создать хорошего искусства, потому, что сами слишком уродливы. То, что он моралист и зануда - понятно, жалуется, что произведения всех великих английских писателей полны «грубых непристойностей», из-за которых их приходится редактировать для юношества. А то, что провозглашает величайшим художником, «выше которого не знает ни одна эпоха, ни одна нация» Рейнольдса - это уж полный атас, по-моему.
Воистину, викторианская эпоха - жуткое время, и вовсе не из-за того, что там трупы любили фотографировать, как иные блоггеры пишут

искусство, викторианство, Британия, 19 век

Previous post Next post
Up