Рождение перспективы-4. Нидерланды, 15 в.

Feb 09, 2015 21:39

Нидерландские художники 15 века были великими реалистами. Они тщательно выписывали все детали, почти с фотографической точностью. Однако перспектива, к тому времени уже открытая в Италии, долгое время оставалась им неизвестна.

Вот основоположник нидерландской живописи - Робер Кампен:



Алтарь Мероде, ок. 1425.

Тут и так, в общем-то все ясно, но я поанализировал для пущей убедительности.

Похоже, Кампен так и не пришел к пониманию, что такое точка схода, но в более поздних работах все параллели уже устремляются к одной области:




Правая створка триптиха Верля, 1438 г.

Почти такая же ситуация и в работах его ученика - Рогира ван дер Вейдена:



Благовещение, центральная часть триптиха, ок. 1440

Квадраты на полу вырисовываются с величайшей тщательностью, но истинное их предназначение - служить основой для перспективного построения ускользает от нидерландских художников.



Святой лука, пишущий Мадонну. ок. 1440

Эта картина очень близка по композиции к "Мадонне канцлера Ролена" Яна Ван Эйка:



Мадонна канцлера Ролена, ок. 1435

Пространственные построения в работах Ван Эйка выглядят куда более правдоподобными, чем у ван дер Вейдена, так что без анализа и не поймешь, что в них не так. В данном случае - нет единой точки схода (примечательно, что параллели на полу сходятся на маленьком острове посреди реки).



Благовещение, ок. 1434-1436

Здесь нет единой точки схода, но диагонали квадратов сходятся примерно на линии горизонта! Конечно, Ван Эйку не была знакома теория перспективы, но, по всей вероятности, он видел работы итальянских художников (интересно - какие?), построенные по всем правилам перспективы, по которым художник пытался постичь столь трудную для него науку. Выдающаяся наблюдательность и великолепное пространственное мышление привели к тому, что его картины выглядят столь правдоподобно.
Несмотря на это, насколько мне известно, нет ни одной работы Яна Ван Эйка даже с единой точкой схода, неговоря уже о правильной перспективе в целом. Я проанализировал довольно многие из них, но утомлять читателей не буду:



Ян Ван Эйк. Мадонна на троне

Не найдем мы правильной перспективы и в большинстве работ "второго поколения" нидерландских художников:



Петрус Кристус. Мадонна с Младенцем в интерьере, ок. 1460-1467



Дирк Боутс. Коронование Богоматери, ок. 1450

Пожалуй, первой картиной в нидерландской живописи, построенной в соответствии с правилами перспективы почти полностью является "Тайная Вечеря" Дирка Боутса:



Ок. 1464-1467

Сложно сказать, узнал ли он теорию перспективы от кого-то другого (получил "на блюдечке"), или доходил до всего своим умом. Судя по тому, что правильно построить готические арки на боковых стенах ему так и не удалось - скорее второе.

P.S. Кстати, интересно сопоставить работы нидерландских художников с древнеримскими фресками, которые находятся примерно на той же стадии в плане перспективы.

15 век, перспектива, пространственные построения, Нидерланды

Previous post Next post
Up