Что такое кино? Вы сидите там и смотрите на экран, где что-то происходит. Ортодоксальное искусство, в том числе, и кинематограф, - это когда вы сидите и смотрите на вертикальный экран. Это относится к кино, живописи, к балету, театру и ко всем остальным произведениям искусства. То есть мы подчинились этой схеме и поместили все в этот плоский экран.
Что ж, мысль хоть и банальная, но здравая. Вполне допускаю, что с момента появления на свет изобразительного искусства одним из основных его стремлений было стремление к максимальной натуралистичности изображения, «чтобы было все как в жизни». Естественно, что жизнеподобия проще достигнуть в скульптуре, чем в живописи, хотя бы потому, что воспроизводится реальная трехмерная форма предметов, а не их двухмерная проекция. Но скульптура, в сравнении с живописью - искусство затратное, к тому же ее средствами сложно передать достаточно глубокое пространство. А с 15-го века, после открытия перспективы последнее преимущество живописи стало безоговорочным. Именно с этого времени начинает утверждаться схема, описанная Питером Гринуэем: неподвижный зритель созерцает плоский экран.
Естественно, не сразу. И в 16-м и в 17-м, и даже в 18-м веках далеко не все «экраны» были плоскими и вертикальными, да и неподвижность зрителя отнюдь не всегда была непременным условием. Я имею в виду, например, плафонную роспись и в целом фресковые ансамбли эпохи барокко и рококо. Более того, сюда же относятся и диорамы, и их «предшественники», скажем, работы Гауденцио Феррари (1475-1546) и других художников 16-17 вв. из капеллы Сакро Монти ди Варалло, которые помещаю здесь. Но опять же, такое искусство - штука дорогостоящая по сравнгению с обычной станковой картиной.
«Экранность», «картинность» в театре - также изобретение относительно позднее. Античный, средневековый театр, театр эпохи Шекспира ее не знали. Разумеется, подвижность зрителя была затруднена. Наверное, первым театром в современном понимании этого слова был театр Фарнезе в Парме. Начиная с 17-го века сцена строилась, как картина, а картина, в свою очередь, строилась, как театральная сцена, особенно картина классицизирующая и академическая.
Кино и фотография не внесли в эту схему почти ничего нового. Экран кинотеатра, собственно, и мыслился как картина, да и сами фильмы долгое время именно картинами и называли. Даже появление стереоизображений (которые, замечу, появились за два года до официального рождения фотографии) мало что изменило.
Но все же, полагаю, изменения скоро произойдут, точнее уже происходят, а скоро станут необратимыми. Картинное восприятие мира должно неизбежно уйти в прошлое. Или, по крайней мере, стать одним из вариантов.