Немного об эволюции образа Мороза

Jan 02, 2024 11:15

Интересно проследить, как менялся образ Мороза в последние полтора века. Во фрагменте из поэмы Некрасова, который публикуют в детских книжках, делается упор на могущество Мороза-Воеводы и на то, какую он красоту создаёт, но у Некрасова там не только красота:

"Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить...

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам - хоть руби топором!"

В те времена отмороженные пальцы, уши и носы не были редкостью. Конечно, баре могли думать у лежанки, запречь ли кобылку бурую, чтобы предаться бегу, или не стоит и любоваться мальчиком, который заморозил пальчик, но мальчик вполне мог остаться и без пальчика. Да и самим барам грозила опасность замёрзнуть, например, при длительных переездах.

У Некрасова Мороз погубил-таки крестьянку Дарью:

"Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?""

Буквальная иллюстрация некрасовских строк - кадры из фильма Ю. Желябужского "Морозко" (1924). Там всё жёстче, чем в киносказке Роу и Мороз - не добрый дедушка в роскошной шубе, а этакий инфернальный разбойник:




Между фильмами Желябужского и Роу - всего сорок лет, в полтора раза меньше, чем отделяет второй фильм от нашего времени, но мороз перестал быть столь пугающим.




Симптоматично, что Морозко в первом фильме играет действительно парень - 20-летний Борис Ливанов, а во втором - 59-летний Александр Хвыля, почти ровесник Ливанова.

литература, 19 век, кино, восприятие, фольклор, 20 век

Previous post Next post
Up