Наткнулся в ЖЖ на занятную дискуссию. Тезис: в СССР был хорошо развит общественный транспорт, поэтому большой необходимости в личных автомобилях не было, а в США общественный транспорт был лишь в крупных городах, отсюда и ранняя массовая автомобилизация
(
Read more... )
(источник https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/1070-urbanizatsija-v-ssha )
Кажется, в начале массового выпуска автомобилей Генри Форд чуть ли не основной целевой аудиторией считал именно фермеров. Как в "Гроздьях гнева" - бедный фермер собирает все свое имущество в грузовичок... Wait a minute... У бедного фермера есть свой грузовичок??? Слышал, что у советских читателей этот эпизод вызывал когнитивный диссонанс :)
Правда нужно отметить, что конкуренция между автомобилями и общественным транспортом не всегда была "естественной". Скупка трамвайных компаний General Motors с последующей ликвидацией и заменой автобусами (в лучшем случае) - не конспирологя, а вполне доказанный факт.
Кстати, сейчас самый маленький город с трамваем в мире - Гмунден в Австрии (13 тыс жителей).
Вообще, сейчас сложно представить степень "трамваизации" развитых стран в начале 20 века. Напрмер, какой-нибудь отель в сельской местности вполне мог построить свою частную трамвайную линию для связи с ближайшей железнодорожной станцией. Ну, как сейчас запускают автобусы-шаттлы :)
Вот один пример - трамвай Риффельальп в Швейцарии:
(трамвай на атмосферном электричестве аккумуляторах, поэтому без проводов)
Линия длиной всего 475 метров была построена в 1899 году горным отелем для связи со станцией. Как такового населённого пункта там нет, так что это был чисто частный транспорт. Эта линия уникальна, как самый высокогрный трамвай в мире в Европе (2210 метров над уровнем моря, чуть "выше" скоростной трамвай в Мехико, хотя там скорее лёгкое метро), но вообще таких примеров было много.
Reply
Спасибо.
Но про 3 тыс. городов в США с трамваем в начале 20 в. не описка? Сейчас городов в Штатах - 1561, причём самые маленькие из них реально очень маленькие.
Reply
В 1917 году в США была тысяча городов с трамваем. Всего была 41 тысяча км трамвайных линий, общее число трамваев (вагонов) составляло 60 тысяч. Т. е. в среднем 41 км линий и 60 вагонов на город. Так что реально, трамвай был практически в каждом городе!
Как упоминается в том же источнике, маленькие трамвайные сети начали закрываться сразу после ПМВ. Первым большим городом, полностью откпзавшимся от трамваев и заменившим их на автобусы стал Сан-Антонио, Техас (200 тыс жителей на тот момент), в 1933 году.
Ещё интересно, что среди американцев довольно распространена "трамвайная ностальгия", для них трамвай - символ "старого доброго времени". Роль туристических "паровозиков" во многих городах выполняют tourist trolley, автобус-под-трамвай. Trolley к троллейбусам отношения не имеет, это американское название трамвая (наравне с streetcar, tram почти не употребляется).
А в некоторых городах с конца 20 века даже построили настоящие (т.е. рельсовые) туристические трамвайные линии (обычно короткие, пару километров) с трамваями под старину, или даже подлинными. Хотя такое и в других странах есть. Например, в Стамбуле.
Ещё из забавного. До 1973 года ходил международный трамвай США - Мексика, Эль-Пасо - Сьюдад-Хуарес.
Reply
Закат трамваев в США связан в том числе с принятием антимонопольного законодательства, когда стало невозможно одновременно владеть электростанцией м трамвайным депо. Ну и автоконцерны постарались это да.
Reply
Знаю, что по тому же антимонопольному законодательству в районе ПМВ (плюс-минус) железнодорожным компаниям запретили заниматься водными перевозками. До этого большАя (если не бОльшая) часть пассажирских судов на Великих озёрах принадлежала железнодорожным компаниям, пароходства были их дочерними фирмами.
Reply
Спасибо!
Reply
Братлборо: 1895-1925, 6,862 (1890)
Берлингтон, 1893-1928, 14,590 (1890)
Монтпилиер и Барре ("двойная система", города-близнецы, Монтпилиер - столица штата), 1890-1927, 4,160 + 6,812 (1890)
Ратленд, 1890-1924, 6,812 (1890)
Сент-Албанс, 1904-1921, 6,239 (1900)
В общем, на рубеже 19-20 веков трамвай был практически в каждом городе с населением в десять тысяч жителей, а то и меньше (хронология закрытий тоже интересна). В Советском Союзе никогда не было ничего подобного, даже автобусные маршруты в городах такого размера были далеко не всегда даже спустя десятилетия. К моменту начала массовой автомобилизации (плюс минус ПМВ) США уже были страной с самой развитой системой общественного транспорта в мире. Мне кажется, что на этом вопрос причины и следствия можно закрыть :)
Хронология открытия/закрытия трамваев отсюда: https://glcp.uvm.edu/landscape_new/dating/streetcars/streetcar_history.php Данные о населении из википедии.
Reply
Спасибо, очень интересно!
Reply
Leave a comment