Транспортный вопрос

Nov 20, 2022 18:18

Наткнулся в ЖЖ на занятную дискуссию. Тезис: в СССР был хорошо развит общественный транспорт, поэтому большой необходимости в личных автомобилях не было, а в США общественный транспорт был лишь в крупных городах, отсюда и ранняя массовая автомобилизация ( Read more... )

города, транспорт, Кострома, 20 век, США

Leave a comment

kneiphof November 20 2022, 16:29:42 UTC
В начале 20 века (плюс-минус в районе ПМВ) трамвай был в США в трех тысячах городов. То есть, пожалуй, в любом городе с населением в несколько десятков тысяч жителей (а то и меньше). Плюс - в агломерациях были сети интерурбанов, нечто среднее между электричкой и трамваем. А если выходить за рамки общественного транспорта, то и железнодорожная сеть там была самая развитая в мире. В общем, совсем без общественного транспорта жили в первую очередь фермеры. Которых, правда, было много. Даже в первой четверти 20 века США все ещё были во многом сельской страной. Вот табличка уровня урбанизации



(источник https://ushistory.ru/populjarnaja-literatura/1070-urbanizatsija-v-ssha )

Кажется, в начале массового выпуска автомобилей Генри Форд чуть ли не основной целевой аудиторией считал именно фермеров. Как в "Гроздьях гнева" - бедный фермер собирает все свое имущество в грузовичок... Wait a minute... У бедного фермера есть свой грузовичок??? Слышал, что у советских читателей этот эпизод вызывал когнитивный диссонанс :)

Правда нужно отметить, что конкуренция между автомобилями и общественным транспортом не всегда была "естественной". Скупка трамвайных компаний General Motors с последующей ликвидацией и заменой автобусами (в лучшем случае) - не конспирологя, а вполне доказанный факт.

Кстати, сейчас самый маленький город с трамваем в мире - Гмунден в Австрии (13 тыс жителей).

Вообще, сейчас сложно представить степень "трамваизации" развитых стран в начале 20 века. Напрмер, какой-нибудь отель в сельской местности вполне мог построить свою частную трамвайную линию для связи с ближайшей железнодорожной станцией. Ну, как сейчас запускают автобусы-шаттлы :)

Вот один пример - трамвай Риффельальп в Швейцарии:



(трамвай на атмосферном электричестве аккумуляторах, поэтому без проводов)

Линия длиной всего 475 метров была построена в 1899 году горным отелем для связи со станцией. Как такового населённого пункта там нет, так что это был чисто частный транспорт. Эта линия уникальна, как самый высокогрный трамвай в мире в Европе (2210 метров над уровнем моря, чуть "выше" скоростной трамвай в Мехико, хотя там скорее лёгкое метро), но вообще таких примеров было много.

Reply

tito0107 November 20 2022, 16:54:21 UTC

Спасибо.

Но про 3 тыс. городов в США с трамваем в начале 20 в. не описка? Сейчас городов в Штатах - 1561, причём самые маленькие из них реально очень маленькие.

Reply

kneiphof November 20 2022, 18:15:33 UTC
Сверился с источником (книга). Да, моя ошибка. Но не на порядок. По источнику:

В 1917 году в США была тысяча городов с трамваем. Всего была 41 тысяча км трамвайных линий, общее число трамваев (вагонов) составляло 60 тысяч. Т. е. в среднем 41 км линий и 60 вагонов на город. Так что реально, трамвай был практически в каждом городе!

Как упоминается в том же источнике, маленькие трамвайные сети начали закрываться сразу после ПМВ. Первым большим городом, полностью откпзавшимся от трамваев и заменившим их на автобусы стал Сан-Антонио, Техас (200 тыс жителей на тот момент), в 1933 году.

Ещё интересно, что среди американцев довольно распространена "трамвайная ностальгия", для них трамвай - символ "старого доброго времени". Роль туристических "паровозиков" во многих городах выполняют tourist trolley, автобус-под-трамвай. Trolley к троллейбусам отношения не имеет, это американское название трамвая (наравне с streetcar, tram почти не употребляется).



А в некоторых городах с конца 20 века даже построили настоящие (т.е. рельсовые) туристические трамвайные линии (обычно короткие, пару километров) с трамваями под старину, или даже подлинными. Хотя такое и в других странах есть. Например, в Стамбуле.

Ещё из забавного. До 1973 года ходил международный трамвай США - Мексика, Эль-Пасо - Сьюдад-Хуарес.

Reply

igor_sabadah November 20 2022, 20:34:16 UTC

Закат трамваев в США связан в том числе с принятием антимонопольного законодательства, когда стало невозможно одновременно владеть электростанцией м трамвайным депо. Ну и автоконцерны постарались это да.

Reply

kneiphof November 21 2022, 04:42:07 UTC
Интересный фактор. Не знал (применительно к трамваям).

Знаю, что по тому же антимонопольному законодательству в районе ПМВ (плюс-минус) железнодорожным компаниям запретили заниматься водными перевозками. До этого большАя (если не бОльшая) часть пассажирских судов на Великих озёрах принадлежала железнодорожным компаниям, пароходства были их дочерними фирмами.

Reply

tito0107 November 21 2022, 05:24:37 UTC

Спасибо!

Reply

kneiphof November 21 2022, 22:47:12 UTC
Вот кстати, ещё нашёл интересную информацию по трамваям в штате Вермонт, где и сейчас самый большой город - 68 тыс жителей. По каждому городу - период работы трамвая и население на ближайший "круглый" год:

Братлборо: 1895-1925, 6,862 (1890)

Берлингтон, 1893-1928, 14,590 (1890)

Монтпилиер и Барре ("двойная система", города-близнецы, Монтпилиер - столица штата), 1890-1927, 4,160 + 6,812 (1890)

Ратленд, 1890-1924, 6,812 (1890)

Сент-Албанс, 1904-1921, 6,239 (1900)

В общем, на рубеже 19-20 веков трамвай был практически в каждом городе с населением в десять тысяч жителей, а то и меньше (хронология закрытий тоже интересна). В Советском Союзе никогда не было ничего подобного, даже автобусные маршруты в городах такого размера были далеко не всегда даже спустя десятилетия. К моменту начала массовой автомобилизации (плюс минус ПМВ) США уже были страной с самой развитой системой общественного транспорта в мире. Мне кажется, что на этом вопрос причины и следствия можно закрыть :)

Хронология открытия/закрытия трамваев отсюда: https://glcp.uvm.edu/landscape_new/dating/streetcars/streetcar_history.php Данные о населении из википедии.

Reply

tito0107 November 22 2022, 04:51:12 UTC

Спасибо, очень интересно!

Reply


Leave a comment

Up