Транспортный вопрос

Nov 20, 2022 18:18

Наткнулся в ЖЖ на занятную дискуссию. Тезис: в СССР был хорошо развит общественный транспорт, поэтому большой необходимости в личных автомобилях не было, а в США общественный транспорт был лишь в крупных городах, отсюда и ранняя массовая автомобилизация.

Ну а далее утверждается, что общественный транспорт был с тридцатых годов даже в таких маленьких городах как Кострома и Луганск. Про Луганск не скажу, а Кострома меня задела. И правда, транспорт был! Население Костромы в 1931 г. - 87 590 чел., в 1939 - 121 325. По современным меркам странно, если бы в городе с таким населением не было хотя бы автобусов, кажется, во всех городах больше 15-20 тыс., где я бывал, общественный транспорт есть. В Костроме с начала тридцатых был один автобусный маршрут, в 1948 маршрутов стало три. Плюс, из-за Волги можно было добраться до нового ж/д вокзала по железной дороге, заплатив 1 р. 20 к.

Перенесёмся в Штаты. Побратим Костромы в США - Дарем, Северная Каролина. Сейчас города примерно одинаковые по населению, но Даремская агломерация существенно больше. Дарем - город сравнительно молодой, основан как железнодорожная станция в середине 19 в.. (Что интересно, и Дарем и Кострома сейчас находятся на 74-м месте по численности населения в США и России соответственно, но Дарем растёт, а Кострома - увы...)
Население Дарема:
1890 - 5 485
1900 - 6 679
1910 - 18 241
1920 - 21 719
1930 - 52 037
1940 - 60 195

Как видим, Дарем стремительно рос, но всё равно был существенно меньше, чем Кострома в то же время. Что там с транспортом?



1905 г.

Трамвай появился уже в конце 19 в., что даже удивительно для такого маленького городка. Автобусы, кажется, в 1910-х.



1910-е

А в двадцатые горожане массово обзаводятся автомобилями и общественный транспорт приходит в упадок. В 1930-х трамваи перестали ходить, автобусы выжили, но и по сей день на общественном транспорте по городу перемещаются не более 5 % населения.



1927



1920-е

Как видим, наличие общественного транспорта в очень небольшом (!) Дареме не помешало массовой автомобилизации.
Да, гиперавтомобилизация не есть абсолютное благо, её недостатки хорошо известны, но то, что наличие большого числа личных автомобилей свидетельствует о богатстве, а не о бедности населения - это почти аксиома для двадцатого века. да и для двадцать первого тоже.

И да, я осознаю, что описанное - лишь частный случай.

города, транспорт, Кострома, 20 век, США

Previous post Next post
Up