Во многих школах живописи очень заметен "эффект основателя": появляется в неком месте выдающийся художник и все начинают ему подражать, причём подражают тем сильнее, чем слабее были традиции, существовавшие до этого. Вернее, исторически художественные традиции могут быть и сильными. но к моменту появления основателя должны ослабнуть.
В начале 14 века заявил о себе Джотто и в течение ста лет в Италии и за её пределами подражали ему. Около ста лет нидерландские (и не только) живописцы работали в манере, восходящей к Роберу Кампену и Яну Ван Эйку. Миланская школа первой половины 16 в. - подражание Леонардо, а неаполитанская 17 столетия - Караваджо. С Флоренцией всё сложнее, а вот про венецианскую, во многом, можно сказать, что она вырастает из творчества Якопо Беллини, подобно тому, как русская литература - из гоголевской "Шинели".
Впрочем, Беллини появился не на пустом месте, в Венеции существовала самобытная школа живописи, а после смерти Якопо большое влияние оказал ровесник его сыновей, Антонелло да Мессина, "идиллический кваторочентист" (надо бы продолжить серию)
Для Якопо Беллини также характерна мягкость, умиротворенность. Но он не был гением - просто большим талантом и потому его впоследствии затмили сыновья - Джентиле и, особенно, Джованни, а последнего, в свою очередь, Джорджоне и Тициан.
1.
Благовещение. 1443
Здесь чувствуется влияние учителя Якопо - Джентиле да Фабриано.
2.
Распятие
3.
Иоанн Евангелист и апостол Пётр. Ок. 1430-1435
Иоанн - пожилой и бородатый, не характерно для западной традиции.
4.
Св. Антоний Аббат и Бернардин Сиенский. Ок. 1455-1460
5.
Триптих Св. Себастьяна. Ок. 1464-1470
6.
Св. Бернардино Сиенский. Ок. 1450-1455
Мне в облике святого видится нечто босховское.
7.
Благовещение
8.
Рождество Богоматери
Мадонны
9.
Ок. 1465
10.
Ок. 1455
11.
Ок. 1450
12.
Ок. 1450
13.
Судя по складкам - не позднее сер. 15 в.
14.
Мадонна Тадини. 1450-е
15.
Портрет Якопо Антонио Марчелло. 1453
16.
Манера Якопо Беллини. Мадонна с Младенцем и святыми
17.
Мастерская Якопо Беллини. Степан Томашевич, последний король Сербии и Боснии перед Христом. 1461
18.
Фрагмент
Художниками были не только сыновья Якопо и его зять (Андреа Мантенья), но и племянник - Леонардо Беллини (раб. 1443-1490). Он был миниатюристом, но работ его сохранилось немного и сведения о нём скудны.
19.
Леонардо Беллини. Присяга дожа. 1450