Разность процентных вкладов возрастных групп в коэффициент суммарной рождаемости в 2014-2016 и 2004-2006 гг. в ряде постсоветских стран (в процентных пунктах).
"К середине 2010-х в Армении, Грузии, России и Украине вклад самых молодых матерей (15-19 и 20-24 года) в коэффициент суммарной рождаемости заметно уменьшился по сравнению с серединой нулевых. Зато в этих странах вырос вклад в КСР более старших возрастных групп - прежде всего, 30-34-летних женщин.
В Азербайджане, Казахстане и Киргизии сложилась другая тенденция. Рост «участия» старших возрастов в КСР либо был намного меньше, чем в странах первой группы (это происходило в Казахстане), либо не наблюдался вовсе, как в Азербайджане и Киргизии.
Вклад более молодых женщин (до 24 лет включительно) в рождаемость в Казахстане несколько уменьшился, но это снижение было очень скромным по сравнению с Арменией, Грузией, Россией и Украиной. А в Киргизии и Азербайджане доля 15-19-летних женщин среди всех матерей первенцев к середине 2010-х даже выросла.
Межстрановые различия в возрастной динамике рождаемости объясняются, по-видимому, религиозной принадлежностью населения и связанными с ней социокультурными особенностями - более ранней рождаемостью и брачностью среди мусульман, считают исследователи.
Аргументы таковы:
Данные опросов, проведенных в странах Средней Азии, подтверждают, что среди этносов, исповедующих ислам, возрастного сдвига рождаемости не было. Он наблюдался лишь среди русского населения Средней Азии: к середине 2010-х пик появления детей приходился на группу 25-29 лет. Этого не происходило у этнических киргизов.
Похожий контраст проявляется между русскими и титульным населением в Казахстане при сравнении результатов MICS 2006 и 2015 годов.
Данные по ряду северокавказских республик России, полученные авторами в ходе полевых исследований 2018 года, подтверждают гипотезу о влиянии на рождаемость религиозного фактора. Хотя в регионе за последние 30 лет репродуктивное поведение и модернизировалось (семьи создавались позже, в них было меньше детей, рождаемость снизилась, по меньшей мере, в полтора раза), тем не менее, этот процесс идет довольно медленно. Особенно в сравнении с республиками, где доля мусульманского населения мала.
В Дагестане и Ингушетии, в отличие от России в целом, не было постарения рождаемости. Наоборот, было даже некоторое ее «омоложение», увеличение вклада более юных матерей.
Но что сдерживает изменения больше - «личная религиозность женщин или социокультурный консерватизм семейного уклада в целом, а может, и селективная миграция или экономические причины (например, высокая женская безработица), нужно анализировать дополнительно», резюмируют авторы".
Источник