Кранах, Гольбейн и "эффект Тюбика"

Sep 22, 2018 10:42


Только ли потому Кранах изображал женщин "стандартными", что не видел в них личностей, как это было свойственно той эпохе? Или здесь работал "эффект художника Тюбика", т.е. женщины сами (а, может, и их мужья) просили подогнать их внешность под принятые в то время стандарты красоты? Тем более, что в некоторых дамах, как выясняется, Кранах все-таки "личностей видел" и это не всегда можно объяснить старостью, или нестандартной внешностью.



Здесь муж выглядит более "стандартным", чем жена.

Посмотришь фотки из Контакта, особенно фотки юных девушек, но иногда и не очень юных - там такие же "не личности": стандартные ракурсы, стандартные позы, стандартные прически, да еще и отфотошопленные (зачастую очень грубо). Не у всех, конечно, но у многих, причем в жизни они, как правило, гораздо интереснее. Ну и "не Кранахом единым" вот у Гольбейна на портретах (особенно на рисунках) женщины вполне себе "личности", и не у него одного:









Парадокс заключается в том, что порой чем меньше художник зависит от воли портретируемого, тем более реалистичным получится портрет. Увы, и великий Гольбейн не избежал этого: Генрих VIII и некоторые из его жен выглядят на портретах менее "живыми", чем люди рангом пониже.
Кстати о том, что поздние работы Кранаха "более средневековые". В молодости он испытал влияние итальянского ренессанса, но потом скатился к привычной стилистике, отчасти ввиду прочного контакта с Италией - такая вот гипотеза.
И о разнообразии мужских лиц у Кранаха. Может, мужчины меньше озабочены подгонкой черт своего лица (о фигуре, прическе и одежде речь не идет) под стандарт, чем женщины?

портрет, реализм, 16 век

Previous post Next post
Up