Еще об историзме и слабой фантазии

Aug 01, 2018 14:14

Собрался писать про перспективу у Конрада Вица и наткнулся на один замечательный пост в ЖЖ, посвященный этому художнику.

Цитата оттуда (про то, что средневековые и ренессансные* художники изображали библейских и античных персонажей в современных одеждах): "Кто-то писал: они что, озверели?! Не видели что ли античных статуй и фресок, во что они ( Read more... )

ренессанс, живопись, мода, фантастика, 16 век, историзм, 15 век, 21 век, средневековье

Leave a comment

backins August 3 2018, 11:06:34 UTC
Ну, относительно "Аватара" я отметила бы, что там не только одежда -- современный кэжуэл и униформа, но и сама коллизия -- зависимость земной цивилизации от пресловутого хрендостаниума -- это типичная для США проблема проживания в комфортном пригороде с ежедневными поездками на работу чёрт знает куда. Это даже не наши дни, а отсылка к классической модели американской семьи среднего класса.
Хрендостаниум им был нужен для поддержания в работоспособном состоянии и дальнейшего развития сети трансконтинентальных и глобальных монорельсовых левитирующих сверхскоростных бесшумных и экологически безопасных поездов, в коих земное население ежедневно ездило из "спальников" в промзоны и обратно. В фильме такой поезд можно видеть в эпизоде, когда Салли вышвыривают из ветеранского гадюшника в "говняный проулок" (узкий проезд для сбора нечистот) -- голографическая реклама, на которую смотрит Салли, лёжа в луже мочи, нанесена на испод монорельса, служащего "потолком" проулка. Как раз в этот момент по монорельсу проходит очередной рабочий поезд.

Анахронизмов и просто ляпов в "Аватаре" очень много. Например, безвозвратно сжигаемый в муниципальном крематории картон (гробы) никак не говорит в пользу дефицита ресурсов, который якобы заставляет вести захватнические войны и содержать людей в нищенских условиях. Более вероятно, что показанная цивилизация полностью заместила природные источники сырья искусственными возобновляемыми (например, вырабатывает целлюлозу в биоцехах замкнутого цикла с искусственно выведенной новой формой жизни). При этом я бы указала, что общество там жесточайше сегрегировано, социальные лифты практически отсутствуют и "пролетариат" (включая специалистов-интеллектуалов и управленцев вплоть до среднего звена) не имеет абсолютно никакой информации о жизни "аристократии", которая запросто может тусоваться в закрытых поместьях с сохранённой (отчасти) природой. В общем, "правительство на другой планете живёт, родной".

Reply

tito0107 August 3 2018, 14:13:20 UTC
"Анахронизмов и просто ляпов в "Аватаре" очень много."
Все так, но я бы не говорил об анахронизмах применительно к отдаленному будущему. Правильнее будет вести речь о просто противоречиях (внешних и внутренних).

Reply

backins August 3 2018, 14:20:20 UTC
Ну почему же -- в данном случае даже для нашего времени подобное перемещение рабсилы было анахроничным, а уж для высокотехнологичной цивилизации ХХII века -- тем более ...

Reply

tito0107 August 3 2018, 14:26:14 UTC
Потому, что мы не знаем, будет ли цивилизация 22 века высокотехнологичной и будет ли цивилизация вообще. Я процентов на 90 уверен, что будет и именно высокотехнологичная (что за технологии - едва ли кто-то вообще способен себе сейчас представить), но остаются еще 10%. А так можно говорить лишь о различных моделях и в модели, где в 22 веке будет высокотехнологичная цивилизация, это - действительно нонсенс.

Reply


Leave a comment

Up