Еще об историзме и слабой фантазии

Aug 01, 2018 14:14

Собрался писать про перспективу у Конрада Вица и наткнулся на один замечательный пост в ЖЖ, посвященный этому художнику.

Цитата оттуда (про то, что средневековые и ренессансные* художники изображали библейских и античных персонажей в современных одеждах): "Кто-то писал: они что, озверели?! Не видели что ли античных статуй и фресок, во что они персонажей рядят? Отвечаю вопросом на вопрос: где видели? В "Гугле"? В ЖЖ? В книгах, которые стали печатать сотнями, отнюдь не тысячами и десятитысячами, только в 16 веке? Где, скажем, Конрад Витц мог видеть помпейские фрески (отрытые только в 20 веке)? В лесах Верхнего Рейна или на берегу Женевского озера? В музее? Или вы представляете себе, что улицы средневекового Брюсселя и Кельна были буквально утыканы скульптурами Геракла и Афины? Да что скульптуры - пальмы и субтропическую растительность мы видим только у ван Эйка (Гентский алтарь) - он был по совместительству послом, побывал в Португалии и имел возможность видеть южную флору. Остальные сидели почти всю жизнь в своих брюсселях и женевах и никуда дальше соседнего леса не забредали. Господа и товарищи, давайте будем хоть чуть-чуть более приземленными и исторически-адаптивными. Я же не зря даты подписываю - это же 15-16 век!"



Конрад Виц. Авраам и Мельхиседек. Ок. 1435

Буквоедства ради: помпейские фрески открыли еще в 18 веке, а книги сотенными тиражами стали издавать еще в 15-м, но с основной мыслью я согласен. Из комментариев к тому же посту: "Очень забавно, что ваши читатели возмущаются по поводу средневековых одеяниий :-} Сейчас это смотрится как потрясаюший символизм, а не как историческая недостоверность ( это же не голивудский блокбастер )."

По мне, "потрясающий символизм" тут дело десятое и средневековая и постсредневековая живопись, в этом смысле - именно, что голливудский блокбастер. Среди причин, по которым художники прошлых веков осовременивали события далекого прошлого я бы выделил три, все они взаимосвязаны.
1. Банально не знали. То, о чем говорила agritura. История костюма находилась в зачаточном состоянии, условно в стадии гаструляции какой-нибудь (если уж проводить биологические параллели).

2. Историческое сознание тоже еще не было сформировано. Представления о техническом прогрессе, о том, что каждая эпоха имеет свой антураж, более того, что людям каждой эпохи соответствуют определенные нравы и образ мыслей тоже только-только начало зарождаться. Развивалось оно параллельно с развитием археологии (в широком и почти устаревшем понимании этого слова).

При этом не то, чтобы художники уж совсем не понимали, что в другие времена и в других странах одежда и обстановка должны быть иными, чем у них на родине. Облик наиболее значимых и узнаваемых персонажей (Христос, Богоматерь, апостолы) изображался в соответствии с традицией, на протяжении многих веков. Христос - почти всегда в хитоне и тоге, с длинными волосами и бородой, даже в те периоды, когда все мужчины носили короткие волосы, или брили бороды. В облике персонажей менее значимых (из Ветхого Завета, разных святых, из античной истории) вольностей было больше, чаще всего их можно узнать только по атрибутам, да и то не всегда.
Иногда художники изображали людей из далеких эпох и стран в экзотических одеждах. Однако, придумать здесь что-то новое очень сложно. Чтобы сделать их непохожими на европейцев - одевали как турок и арабов, представителей других культур, которые были лучше всего знакомы, а еще чаще комбинировали различные элементы. За прошедшие века мало что изменилось: одеяния персонажей "Звездных войн" очень разнообразны, но представляют собой вариации на тему вполне земных костюмов (то же касается и архитектуры).



Веронезе. Брак в Кане. Фрагмент. 1562-1563

3. О третьей причине я уже начал говорить: людям сложно придумать что-то новое и сложно полностью освободиться от влияния моды.

Ляпы в плане одежды в отечественных фильмах еще можно объяснить скудным бюджетом (где он действительно скудный) и экономией на консультантах, но уж в Голливуде то денег должно хватать (впрочем. не уверен, что всегда хватает)! И тем не менее, то тут, то там появляются элементы одежды, которые смотрятся привычно для нас, но необычны для того времени, о котом идет речь в фильме. Еще хуже дело обстоит с прическами, макияжем и вообще "типажом" персонажей. (А модный тип красоты, особенно женской, со временем сильно меняется). Но это касается фильмов о прошлых эпохах, где соблюдение исторической правды хоть в какой-то мере необходимо. Что уж говорить о вымышленных мирах! Естественно, обитателей дальних планет оденут в более-менее экзотические одежды (впрочем, скорее всего, на "земной" основе, см. выше), а вот наши отдаленные потомки, скорее всего, будут одеваться в нечто, похожее на нашу с вами одежду. Причем, одежду из 2018 г., а не из 1993-го, если фильм снимается сейчас. Время идет, а в этой области мало что меняется.





Жизнь в 2000 г. в представлении художников кон. 19-начала. 20 века





Кадры из фильма "Аватар", реж. Дж. Кэмерон. 2009

Полагаю, Кэмерон отлично понимал, что в средине 22 века люди будут одеваться иначе, чем в начале 21-го. Но как именно? Едва ли самый лучший футуролог, или специалист по моде в своем прогнозе окажется намного точнее, чем среднестатистический обыватель. А если так - зачем мозги ломать?

ренессанс, живопись, мода, фантастика, 16 век, историзм, 15 век, 21 век, средневековье

Previous post Next post
Up