Нет пророка в своем отечестве. В первые десятилетия 17 века, когда караваджизм охватил всю Италию, многие миланские художники, соотечественники Микеланджело Меризи, продолжали писать маньеристические картины. Да, зачастую маньеризм в это время был уже маргинальным явлением, уделом не слишком талантливых живописцев, но были и исключения. Например, Джулио Чезаре Прокаччини (1574-1625).
Его отец, Эрколе Прокаччини Старший, братья Камилло и Карло Антонио, а также племянник Эрколе Прокаччини Младший (сын Карло Антонио) также были художниками. Джулио Чезаре родился и до одиннадцати лет (по другим данным, до 16) жил в Болонье и болонские академисты оказали на него сильное влияние. В молодости он попал под очарование искусства ранних маньеристов, Корреджо (хотя отнесение его к маньеризму весьма условно) и Пармиджанино, влияние их творчества можно обнаружить в работах Прокаччини, созданных на протяжении всей жизни. Позднее, в Генуе он знакомится с работами Рубенса.
В который раз повторю мысль, что от живописи поздних маньристов, вроде Джулио Чезаре Прокаччини, казалось бы лежит прямой путь к барокко. Но путь оказался не столь прямым, он пролегал через строгие картины Карваджо (и даже величайший барочный живописец Рубенс не избежал его влияния).
Автопортрет в молодости
Автопортрет в зрелом возрасте
Автопортрет, 1624
Кажется, на втором и третьем автопортретах он немного похож на Рембрандта, и не только внешне. Но я не уверен, что Рембрандт вообще был знаком с творчеством Прокаччини
Мария Магдалина со Св. Иоанном Крестителм и ангелом (?) ок. 1600
Все трое юные до невозможности
Благовещение, ок. 1605-1615
Благовещение, ок. 1620
Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и ангелами
Ecce homo, 1602-1603
Близко к одноименной работе Караваджо, вплоть до сходства типажей, но та датируется несколько более поздним временем. Похожая композиция есть у многих художников, например, у
Чиголи (1607 г.) Кстати здесь заметно принципиальное отличие Прокаччини от Караваджо. Работы Карваджо "пространственны" Прокаччини же страрается по максимуму заполнить передний план крупными фигурами и не дает взгляду проникать в глубину. Это проявляется и в позднем его творчестве.
Ecce Homo, 1615
Осмеяние Христа
Св. Себастьян, 1610-1612
Портрет кардинала Федерико Борромео, 1610
Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской
Мистическое обручение Св. Екатерины Александрийской
Христос в Гефсиманском саду, 1616
Обручение Богоматери, ок. 1617
Амур
Мадонна со Св. Франциском и Св. Домиником
Св. Карло Борромео
Святое Семейство, ок. 1618-1620
Тут, кажется, без Караваджо не обошлось, но и без братьев Карраччи тоже
Смерть Св. Иосифа, 1620
Редкий сюжет!
Экстаз Марии Магдалины
Снятие с креста со Свв. Марией Магдалиной, Августином и Иеронимом, ок. 1618
Явление Св. Иакова в битве при Кампостелле
Тайная вечеря (эскиз), 1618
Самсон и филистимляне
Св. Цецилия, ок. 1620-1625
Мученичество Св. Руфины и Св. Секонды, ок. 1625
Св. Семейство с Иоанном Крестителем и ангелом, ок 1620-1625
Рисунки:
В заключение - пара работ Старшего брата Джулио Чезаре, Камилло Прокаччини:
Камилло Прокаччини (1551-1629). Сретение
Камилло Прокаччини. Осмеяние Ноя