О русском импрессионизме

May 27, 2017 20:50

Импрессионизм - дитя очень зрелого, перезрелого даже, академизма, когда вся художественная культура в целом (а не только отдельные гении) уже привычно работает в режиме предельного, почти фотографического сходства с натурой сетчаточным образом. Отчего и возникает желание по-иному расставить выразительные акценты.

В России не было такой пресыщенности высоким академизмом, потому что академизму-то была без году неделя. Потому что в Императорскую АХ в 1870-е годы все ещё поступали выходцы из провинциальных богомазов. И их, по свидетельству бывшего провинциального богомаза Ильи Репина, брали охотно - ценили средневековую твердость руки и средневековое целостное видение картинки.

Т.е. в ту пору, когда магистральная стилистика христианского мира переживала импрессионистический соблазн, в России ещё не набралось того субстрата, на котором импрессионизм может произрасти. А наоборот - был огромный, свежий, горячий интерес к сюжету, к литературе-литературщине, к возможности пересказать в виде картиночки любой анекдот. В Европе эта возможность уже приелась, а в России - только что открылась.

Умеет же mmekourdukova формулировать: ни убавить, ни прибавить! (Выделено мной).
А завтра будет пост с рисунками Томаса Икинса, где я, быть может, немного разовью тему.

"отлито в граните", импрессионизм, академизм

Previous post Next post
Up