Редко бывает, чтобы портрет, написанный не с натуры, да еще после смерти портретируемого выглядел живее, чем прижизненные портреты, но все же такое случается.
Вот пример:
Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет Изабеллы (Елизаветы) Валуа, 1605
Напомню: Изабелла Валуа (1545-1568) - дочь Генриха II и Екатерины Медичи, сестра трех французских королей (Франциска II, Карла IX и Генриха III), невеста Дона Карлоса и (третья из четырех) жена его отца, Филиппа II. Ее судьба легла в основу трагедии Шиллера и оперы Верди о любви двух подростков (затем - молодых людей), которой строил всяческие козни пожилой папаша Карлоса - 33-летний (в начале повествования) Филипп.
Предполагается, что этот портрет - копия с портрета Софонисбы Ангишолы, созданного около 1560 г. На этом портрете Изабелла - еще девочка-подросток. Нельзя не отметить, что она очень похожа на своих братьев, Франциска II и Карла IX:
Франсуа Клуэ. Франциск II, до 1560
Франциск II и Мария Стюарт. Миниатюра из "Часослова Екатерины Медичи", 1572
Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX, 1561
Франсуа Клуэ. Портрет Карла IX, втор. пол. 1560-х
Елизавета (Изабелла) Валуа и Филипп II. Миниатюра из "Часослова Екатерины Медичи", 1572
Это уже посмертный портрет. Здесь сходство Елизаветы с братьями меньше, чем на портрете Пантохи.
Другие портреты Елизаветы-Изабеллы (авторство и датировка во многих случаях вызывают вопросы):
Медаль Джампаоло Поджини.
Отсюда
Софонисба Ангишола, ок. 1565
Софонисба Ангишола
Антонис Мор
Здесь Изабелла выглядит старше, чем на других портретах (но все равно еще очень молода). Вероятно, этот портрет был создан незадолго до ее смерти.
Вот так. Была выдана замуж в 15 лет за человека, который ей в отцы годился, родила шестерых детей, из которых выжили двое, и умерла в 23 года. жалко девушку, но это - обычная женская судьба в эпоху господства Традиционных Ценностей.