Много до того говорили про то, кто такие дети-сироты, про то, как мы может им помочь и можем ли и чем. Казалось очень важным понять, в чем принципиальное отличие детей из детского дома, в чем их специальная потребность, каковы недостающие звенья, чего особенно им не хватает и особенно нужно. И сколько бы мне не говорили «старшие» по опыту коллеги
(
Read more... )
2. для меня вопрос тоже открытый, но за время работы в школе пришел к обратному выводу - "работа с детьми - это не работа а жизнь" прямая дорога к сгоранию. Провести тренинг, каникулы в лагере, еще какие то разовые акции с детьми можно в режиме жизни. А когда изо дня в день сталкиваешься с реальными трудностями, начинаешь мучительно себя выспрашивать - а что же хорошего и полезного я сегодня сделал, что я сделал как профессионал психолог для ребенка с трудностями в классе. И в каких то ситуациях ответ "я просто прожил с ним один час" - приемлимый, а в остальной массе - НЕТ. Потому что далеко не всегда ребенку важно, что ты с ним прожил. Чаще важно, когда ты даешь ему возможность продить самому (это если говорить например о терапии), а это значит надо потесниться, убрать себя из ситуации и профессионально ее интерпретировать и предпринимать профессиональные действия. Иначе - нет твоей ответственности, иначе ты не профессионал. Еще пример - запрос родителя - отдавать ребенка в школу сейчас, или через год. Разве можно ответить на этот запрос словами "я прожил с ним этот час и изменился как личность?"... нет. и даже в работе с сиротами далеко не всегда проживание ценно. Встреча - только один из механизмов формирования личности, но нельзя его абсолютизировать и идеализировать. И я уверен, что и Роджерс отделял свою профессиональную позицию от жизненной. У меня был один интересный опыт по этому поводу - могу поделиться, если интересно.
Reply
Итак:
1. Я не убеждаю себя что все работает, скорее, уверяю что все можно починить.
2. Я не ставлю знака равенства между жизнью и работой. Я хочу сказать, что иногда работа затрагивает и мою личную жизнь. Понимает чего является профилактикой выгорания.
Я не очень понимаю откуда ты берешь про "я просто прожил с ним один час". Я же не ставлю своей профессиональной целью изменение собственной личности. Возможность "убрать себя" и есть результат изменения моей личности.
Про Роджерса. Это спорный, наверное, вопрос. Я знаю, что он отделял профессиональную позицию от жизненной. Есть пример, когда он говорит, что при общении в магазине с продавцом он не обязан быть терапевтом. Но в тоже время, он говорит, что эмпатия, конгруентность и безусловное позитивное принятие, это не навыки или техники, это личностные установки. Если немного пофантазировать, то можно представить, что приходя в магазин и общаясь с продавцом он остается конгруетным, эмпатичным и принимающим, и даже может проявлять эти качества. А может и не проявлять ;)
Давай "интересный опыт"! :)
Reply
Leave a comment