7 января 1914 года.
«Московская газета».
The-tango
«Что мода на танго не прививается в Москве, с достаточной убедительностью показало вчерашнее matinee* у «Максима»** - «the-Tango».
Все было обставлено «comme chez nous, a Paris***», если исключить, конечно, безвкусную декорацию**** зала какими-то жёлтенькими ленточками и бумажными цветами: расставленные концентрическими кругами столики с зрителями, достаточное количество изящно одетой молодежи с усталыми лицами, «городские» туалеты на профессиональных танцовщицах и т. п.
Публики собралось много. Но вместо того, чтобы танцевать, она предпочитала смотреть, как две-тра пары профессионалов-танцовщиков в течение трех часов медленно двигались в однообразных движениях танца.
Танцевали танго на два различных манера: выписанная из заграницы пара совершенно избегала каких бы то ни было округлых движений; все было подчеркнуто резко, нарочито угловато и почти доходило до предела, за которым начинается грубая гривуазность*****.
Другие пары, - учащиеся московских хореографических школ и просто местные самоучки - танцевали органичнее, с сглаженными намеками, но так «похоронно», что если танго и считать заимствованным у диких, то только из их погребальных обрядов.
Очень интересно было выступление профессиональной пары с чем-то вроде джиги, исполненной бойко в быстром темпе с смеющимися лицами. Им много аплодировали».
*Утро, «утренник». Если бы не это слово, представился бы «танцевальный вечер», а на самом деле - «танцевальное утро»! То, о чём не сказано прямо, а только «очевидно» подразумевается, может представляться неверно: наше очевидное может быть другим...
**Известное кафе-шантан (кафе с эстрадой, где пели, танцевали, исполняли различные номера), где выступали и шансонье из Франции, и лучшие европейские танцовщицы. Держал его Ф.Томас, он же - «известный московский негр Фёдор Фёдорович».
***«Как у нас (дома), в Париже».
****Украшение.
*****Нескромность на грани непристойности.
Интересно, что танго не успело как следует прижиться в Москве до Великой войны: вошло в моду, но его скорее смотрели, как представление, чем танцевали сами.