Приграничное Рижское: Посинь, Гарнея и Себеж. Ночная станция Идрица и Новосокольники

Nov 11, 2016 23:33

За этот выезд в самую глушь Псковских кустов, в приграничную зону, в съёмке самых малоизведанных станций Рижского направления, я благодарю Кирилла Шуркина, который был моим вдохновителем и соратником в поисках сокровенного.

Из цикла "Рижское направление"

Год назад, осенью 2015-го года мы с Кириллом ака crimecat1 ездили на перегон Заваруйка - Себеж. ( Read more... )

глухомань, направление, КТСМ, ТЭМ2, подъездные, Гарнея, Себеж, товарный, Рижское направление, тепловоз, река, платформа, Октябрьская ЖД, 2ТЭ116, мост, старина, железная, РЖД, провинция, Псковская область, пути, Посинь, дорога, станция, состав, рельсы, перегон

Leave a comment

nord_ursus November 11 2016, 23:23:03 UTC
Душевно.
Жаль, узел в Идрице не восстановили. Иначе сейчас была бы довольно большая станция, наверное, с островным сталинским вокзалом как в Новосокольниках или Дно :) Да и сама Идрица была бы, наверное, городом в 8-9 тысяч.

В Новосокольниках у меня был небольшой приступ паранойи, когда я ходил по станции и снимал. Потом присел отдохнуть на скамейку у вокзала и видел издалека, как путеец в оранжевой жилетке (который перед этим провожал меня вопросительным взглядом) о чём-то говорил с полицейским. После чего последний уверенным шагом направился к вокзалу и, как мне казалось, прямо в мою сторону. Однако пронесло, - не доходя до меня, он свернул и ушёл внутрь вокзала. Значит, не за мной шёл.

Reply

tiranozavrrex November 14 2016, 05:43:30 UTC
Спасибо:)
Я думаю, что если бы ЖД на Псковщине функционировали в полную силу, как было до войны, то Псковская область была бы не бедным депрессивным регионом, а вполне процветающим.

На участке Ржев - Великие луки - Себеж иногда случается принималово, так что паранойя не безосновательна.

Reply

nord_ursus November 14 2016, 12:02:45 UTC
Псковщина (плюс прилегающие к ней районы Новгородской и Тверской), как мне кажется, вообще регион, больше всего обделённый послевоенным восстановлением хозяйства страны. Как-то ещё в 40-е-50-е годы на этот регион как будто забили, многое из разрушенного войной просто не стали восстанавливать (от псковского трамвая до Псково-Полоцкой ЖД и многое другое). Никаких крупных производств в регионе не построили, а вдобавок, на расстоянии вытянутой руки - с одной стороны Москва, с другой Ленинград, с третьей процветавшие тогда прибалтийские республики. И все они пылесосом тянули из Псковщины население. Показательно то, что устойчивая депопуляция в Псковской области началась ещё задолго до распада СССР.

Reply

tiranozavrrex November 15 2016, 05:20:35 UTC
Верно. Ещё и некому было восстанавливать - регион был оккупирован, населения осталось мало.
Ресурсов, вроде нефти/угля и прочего - нет. Поэтому восстанавливали регионы, которые дали бы экономический подъём.
Депопуляцию видно по темпам закрытий станций, которые начались на рубеже 1970-1980-х годов. Как раз повымирали те деревни, где оставалось население.
Взять ту же экс-станцию Помельница. Она, правда, не на Псковщине, а на Смоленщине, в глухих кустах.
В своё время там была маленькая деревня, переезд, станция. Народ вымер, станцию закрыли, разобрали боковые пути, снесли здания. Сейчас это глухомань.

Reply

nord_ursus November 15 2016, 13:36:58 UTC
Да в общем-то не только. Соседнюю Витебщину, например, после войны восстанавливали более активно, - например, НПЗ в Новополоцке построили. Хотя надо учитывать, что это уже Белоруссия, а в другие республики в Союзе вообще вкладывали больше, чем в РСФСР, (особенно в Прибалтику), а из регионов, по которым прошла война, больше половины находилось не в РСФСР, а в составе западных республик Союза, так что им повезло больше. Затронутые войной области юга России (Белгородская, Воронежская, Ростовская и т. д.) сочли полезными, поскольку чернозём и сельское хозяйство. А вот из областей российского Нечерноземья, в общем-то, только Псковщина была в оккупации полностью (до востока Тверской и Новгородской война, как известно, не дошла), поэтому ей, пожалуй, наиболее не повезло во всём Союзе. Ещё, конечно, Карелию война сильно затронула, но её восстанавливали, активно развивали лесную промышленность.
В общем, тут целая тема для исследования - про приоритеты в восстановлении народного хозяйства после войны :)

Reply

tiranozavrrex November 16 2016, 05:38:16 UTC
Согласен. А в Грузии сколько всего на ЖД построили. Что сегодня в весьма упадническом состоянии.
Если бы те деньги были вложены в русские земли, то на севере и западе от Москвы были бы не депрессивные земли, а процветающие.
Однако история не знает сослагательного наклонения, возможно перераспределение средств привело бы к распаду страны по национальному признаку, как это случилось в 1991-м.
Кстати, не в курсе, где взять аэрофотосъёмку Тверской и Псковской областей за период 1940-1970-е?
Наверняка станции тех лет отсняты были.

Reply

nord_ursus November 16 2016, 14:11:48 UTC
Вот этого, к сожалению, не знаю.

Reply

tiranozavrrex December 3 2016, 05:39:42 UTC
Понятно. Жалко.

Reply

fenderredgui December 11 2016, 18:21:44 UTC
я бы не сказал: как раз в 70-е на псковщине было построено очень много, но увы, убито начиная с 2000-х, когда всякие недогубернаторы типа Михайлова и Турчака приложили руку к разрушению экономики и предприятий. Как было уже сказано, если пригород не восстановить, многие станционные посёлки просто вымрут, а ближайший от Латвии регион, не радует своим опустошением, а это чревато довольно тревожными моментами в геополитике. Хотя наша тема - ж-д и тот мизер движения поездов дает о себе знать. Если вспомнить, сколько курсировало по линии Ленинград-Витебск и Москва-Рига ещё 20 лет назад, можно позавидовать

Reply

nord_ursus December 11 2016, 19:10:59 UTC
Но всё же депопуляция на Псковщине была во все десятилетия после войны, с 1930-х годов население в области ни разу не прирастало, что отчасти говорит о том, что область оставалась почти целиком аграрной (так как процесс её вымирания начался вместе с урбанизацией). Ну а что касается близости к Латвии, то она (и особенно как раз приграничная Латгалия) сейчас такая же вымирающая, как и Псковщина. Если даже не хуже.

Reply

tiranozavrrex December 12 2016, 17:41:40 UTC
В середине 1990-х три пары ежедневных ПДС было на Латвию.

Reply

fenderredgui December 11 2016, 18:14:49 UTC
Тут соглашусь: я сам 25 лет езжу в Маево и последние 15 лет вижу только упадок, а не процветание, тем более с отменой пригорода до Себежа, что вполне грустно. Плюс в Себеже попадаются не всегда адекватные пограничники, причем не при исполнении обязанностей. А ваш отчёт порадовал, молодцы!

Reply

tiranozavrrex December 12 2016, 17:39:43 UTC
Причём самое глупое, что пригород как ходил на Себеж и далее, так и ходит, но рабочим.
Выходит странный парадокс: РА1 с пассажирами, которые хоть сколько-то заплатят - не выгоден. А РА1 без пассажиров - выгоден.
Спасибо.

Reply

fenderredgui December 12 2016, 18:29:17 UTC
Есть ещё большие маразмы: рабочий хоть и ходит, но только вместо дневной пары. Причем не останавливается на многих станциях. А вместо вечерне-утренней пары курсирует просто тэп70 для рижского поезда, хотя что мешает ему просто ждать в Себеже - непонятно

Reply

tiranozavrrex December 12 2016, 18:34:35 UTC
Выходит, что временем пригорода загоняется тепловоз без вагонов? Он подбирает кого-то на станциях/переездах?
У поезда Питер - Смоленск, что через Ржев ходит, график не ежедневный, так когда Тапок привозит ПДС в Вязьму со стороны Питера, то он отстаивается по полтора дня в Вязьме, без законки хотя бы на Ржев.

Reply

fenderredgui December 12 2016, 19:01:31 UTC
подбирать он никого не подбирает, так как следует без остановок только для того, чтобы забрать рижский состав в Новосокольники, так как в Луках нет даже смены бригады (в Новосокольниках перецепка вагонов, заодно и бригада меняется). Правда неясно, куда следует тот же тэп70 после таможни в 4 часа утра, вероятно так же резервом гонят в Луки

Reply


Leave a comment

Up