Приграничное Рижское: Посинь, Гарнея и Себеж. Ночная станция Идрица и Новосокольники

Nov 11, 2016 23:33

За этот выезд в самую глушь Псковских кустов, в приграничную зону, в съёмке самых малоизведанных станций Рижского направления, я благодарю Кирилла Шуркина, который был моим вдохновителем и соратником в поисках сокровенного.

Из цикла "Рижское направление"

Год назад, осенью 2015-го года мы с Кириллом ака crimecat1 ездили на перегон Заваруйка - Себеж. Заглянули тогда и на станцию Себеж. Себеж оказался эдаким ёжиком из заборов и нашпигованный пограничниками. Тогда мы с Кириллом решили, что если в Себеже производится пограничный досмотр, то дальше к границе нет доступа к железнодорожному полотну. В принципе это логично, так организована таможня на границе Украины и Польши, чтобы нельзя было что-либо занести в движущийся поезд и перевезти нелегальные субстраты в другую страну.
Но нам хотелось большего. Интерес к станциям, носящим имена Гарнея и Посинь, рос. Мы начали шерстить интернет, искать людей, которые так или иначе были там, искать фотографии. Широко известные фотогалереи не смогли выдать никаких фотографий с приграничных участков, да и вообще, фотографий с участка Новосокольники - госграница с Латвией почти нет.
В итоге выяснилось, что забора на участке Себеж - Гарнея - Посинь нет.
Мы хотели снять золотую осень, и выбрали середину октября - оптимальное время, когда зелени уже не так много, но и снег отсутствует.
Выезжали мы вечером, после загруженного рабочего дня. Я забежал домой, поменял вещи, взял фото-технику и рванул на электричку. Меня переполняло чувство грядущей победы. Я прикоснусь к задворкам Рижского направления, где не было практически ни одного фотографа, я открою широкой публике те кусочки, которые не забаянили, как Шаховскую или какой-нибудь Зубцов, на холмах которого после моего похода с Глебом ака gkossloff не снимал только ленивый.
Кирилл встретил меня на станции Манихино-1. Я закинул штатив и рюкзак на заднее сидение. Кирилл развернул машину от станции на А107 и мы рванули на Балтию.
Участок автодороги от Москвы до Ржева очень хорошо знаком мне. На перегоне Мончалово - Чертолино я заметил странный свет за деревьями. Ближе к мосту трассы М9 Балтия над железной дорогой я понял, что мы догнали и перегоняем Номер первый, поезд Москва - Рига. В районе путепровода я ясно увидел тепловоз, рассекающий низким прожектором небольшой туман. Атмосфера исследования проникла в автомобиль. Поезд вдохновил нас и я окончательно расхотел спать.
Нелидово - грустное место. Там и сям торчат из мрака остовы разных шахт. Бурый уголь ненужен. Остались указатели на шахту номер такая-то.
Нелидово примечательно тем, что на трассу пересекает подъездной путь, который в темноте заметен не очень хорошо, поэтому стоит быть аккуратнее.
На стоянке для дальнобойщиков заезжаем поужинать в кафе. Я не помню, в каком месте мы ужинали, но еда была весьма достойной. Тираноавррекс рекомендует неизвестную харчевню между Ржевом и Великими луками.
На Псковщине Балтия потеряла своё качество, которое я столь долго расхваливал в предыдущих постах, и в районе Артёмово - Куньи трасса находится в глубокой реконструкции. В Великие луки мы добрались уже за полночь, быстро заселились в гостиницу Луки-Сервис и легли спать.
Ведь через несколько часов нас ждали замечательные открытия.
1. Станция Гарнея



2. Утром следующего дня мы с Кириллом плотно поужинали в ресторане при гостинице и поехали дальше на запад. Мы впервые ехали при свете по этому участку дороги. Холмы сменялись озёрами, лиственные деревья замещали хвойные и наоборот.
Подъезжаем к Гарнее. Осторожно выходим на разведку к восточным стрелкам станции
Вид на Себеж


3. Крупнее. Видно километровый столб: 625-й километр


4. Пассажирская платформа на северной стороне станции, вид с холма. По имеющимся у меня данным, по рабочим дням до Посини ходит рабочий поезд


5. Панорама станции Гарнея, вид на Посинь.
На станции Гарнея 4 пути, самый правый не действует и закрыт. Где-то в противоположной от нас горловине отходит ветка на стартовые позиции ракетных частей, в современной России перепрофилированные в колонию. Интересно, как часто сюда завозят вагончик?


6. Внимание, поезд!
2ТЭ116-1369 на станции Гарнея, движется на Себеж. Совсем недавно он был в другой стране.


7. Заходит в кривую


8. Здание дежурной по станции Гарнея


9. Увы, в ПИД-окрасе. Даже туалет серый


10. Есть кондиционер даже


11. Платформа на станции Гарнея, вид на Посинь


12. Платформа на станции Гарнея, вид на Себеж


13. Табличка на станции Гарнея. Чётко видно, что изначально табличка была с ошибкой: "Горнея", но впоследствии исправлена.


14. Услышав по радио о приближении грузового поезда со стороны Латвии, выезжаем на переезд на перегоне Гарнея - Себеж. Вид на север


15. 2ТЭ116-177 на перегоне Гарнея - Себеж, Рижское направление


16. Участок от Себежа на Латвию никогда не был двухпутным, но на 623-622-м километре наблюдается уширение земляного полотна. Перегон Гарнея - Себеж, вид на Москву


17. Светофор ПН перед станцией Гарнея, перегон Себеж - Гарнея. Полуавтоматическая блокировка


18. 622-й километр перегона Гарнея - Себеж, будка КТСМ


19. Здесь должен быть поезд, 622-й км перегона Себеж - Гарнея. Движение на Латвию слабое. Рижское направление передаёт поезда через Манихино - Волоколамск - Ржев - Новосокольники на Дно и Питер. На исторический запад идёт около трети потока. Это моё эмпирическое наблюдение.


20. Нагулявшись по Гарнее и окрестностям, выдвигаемся на Посинь. Дорога восхищает листвой. На момент съёмки в Москве уже почти всё облетело, а тут как осень в самом соку


21. Выехав на Балтию, натыкаемся на табличку о том, что дальнейшее движение исключительно по пропускам. Эх, а дорога на Посинь отходит как раз после запрещающей таблички.
Приходится въехать в лес и искать пути приближения к искомым тайным объектам через кусты. Выезжаем на бывший переезд у столба 630-629 км. Перегон Гарнея - Посинь. Кратчайшее расстояние от точки съёмки до границы с Латвией порядка 5 км 200 метров


22. Светофор ПН перед станцией Посинь, перегон Гарнея - Посинь


23. Бывший переезд на 629 км пк 10, перегон Посинь - Гарнея, возле деревни Калныши


24. Светофор ПН на приближении к станции Посинь. Перегон Гарнея - Посинь


25. Мы с Кириллом тихо, стараясь не греметь камнями, идём к станции Посинь. Законами РФ разрешается нахождение граждан на участке более 5 км от границы. Мы же вступили в пограничную зону. Выходим к кривой и входному светофору Н станци Посинь. Виден мост через реку Исса. 631-й километр Рижского направления. Самая дальняя для меня доступная точка на данный момент.


26. Километровая табличка 631-й километр, перегон Гарнея - Посинь



Конечно, можно было бы пешком выйти в Посинь. Скорее всего ничего бы не было, максимум мы бы наткнулись на дежурного по станции. Но мы не могли рисковать. У нас был отличный материал по станции Гарнея, и его было просто необходимо довезти до Москвы. Я опять оставляю себе задел на перспективу. Я хочу следующей весной одеться соответствующим образом, как местный, взять корзинку с грибами, положить на дно фотоаппарат и рвануть на Посинь. В грязных трениках от адидас и с синей мордой я гораздо менее выделяюсь из местного населения, чем когда я с фото-сумкой, укладкой на голове и чистых джинсах.
27. Очередной кадр в стиле тут должен быть поезд. Перегон Гарнея - Посинь, 631-й километр Рижского направления


28. Возвращаемся в Себеж
2ТЭ116-452 на перегоне Себеж - Гарнея


29. С противоположного холма открывается более красивый вид на Себеж со стороны станции Гарнея


30. В другую сторону. Этот участок Рижски отличается от остальных тем, что провода идут на значительном отдалении от полотна и не мешают съёмке


31. Спускаюсь с холма. 619-й километр Рижского направления, перегон Гарнея - Себеж, входной светофор Ч станции Себеж


32. Станция Себеж, западная горловина, вид на Москву. Ближе подойти нельзя


33. Крупнее


34. Пост ЭЦ станции Себеж в западной горловине. Переезд. Вид на Латвию


35. Пост ЭЦ станции Себеж, табличка


36. Забираемся на холм у станции Себеж. Отличный вид. До Латвии 15 км, так что деревья у горизонта - другое государство


37. Красотища!!!!!!!!!!


38. ТЭМ2УМ-750 на станции Себеж проводит манёвры


39. Станция Себеж с холма


40. Вокзал станции Себеж в Кустах. Уже ПИДованый.


41. Спускаемся с холма, едем ужинать. Я запоминаю номер тепловоза на манёврах


42. Ленин указывает путь к ужину


43. Гостиница и ресторан в городе Себеж, Псковская область
Плотный и обильный ужин в городе Себеж в одноимённом кафе обошёлся в 500 рублей и был на очень высоком уровне.
Я рекомендую кафе Себеж в городе Себеж, Пролетарская улица, 54.


44. После ужина отправились смотреть лебедей


45. Гнёт шею и шипит. Как я узнал потом, лебеди умеют довольно сильно кусаться.


46. Но всё равно он прекрасен


47. Лебеди и утки



48. Следующим пунктом нашей поездки была некогда узловая станция Идрица. Через станцию проходила линия от Пскова до Полоцка, которую разрушил чёртов Гитлер и приспешники.
Мы неимоверно долго искали вокзал в Идрице, заплутали в грузовом дворе Рижского парка (это моё личное название), и, наконец, в восточной части обнаружили монументальный вокзал
Ночная станция Идрица, вокзал, платформа и луна. Вид на Москву


49. Грузовой парк станции Идрица, вид на Себеж. С левой стороны наблюдается пустота - это так называемый "полоцкий парк". Пути из Полоцка отклонялись в западной горловине Идрицы влево и ныряли под Рижским направлением на север. Это отчётливо просматривается как на старых картах, так и на современных снимках со спутника.


50. Ночной грузовой под 2ТЭ116 проследует станцию Идрица на Москву


51. Нечётные выходные светофоры станции Идрица, Рижское направление. Вид на Себеж


52. Луна над станцией Идрица, Рижское направление


53. Станция Идрица, вид на Себеж. Слева место под грузовой парк линии Псков - Полоцк. Есть место минимум под 4 пути. Конечно, исследования требуют повторного приезда, найти ответвления на Полоцк и Псков, моста на перекрестье линий (отчасти Идрица напоминает мне Новосокольники). Во мраке ночи я не имею шансов на успех.


54. Табличка на станции Идрица



55. Едем на Новосокольники. Себежская группа путей (Рижское направление), московская горловина
Машка производит манёвры


56. Световой след от работника станции. Машка движется к нам


57. Я бессовестно забираюсь в вагон. Дым создаёт психоделическую картину станции Новосокольники


58. На длинной выдержке


59. Меняем положение. Я пытаюсь ловить ручные стрелки, но горят далеко не все


60.


61. Выход со станции Новосокольники на Великие луки



Наше с Кириллом фото-творчество прервала женщина в жилетке, которая порекомендовала нам убраться подальше, пока не приехали те, кого нельзя называть.
Спорить с ней желания не было, хотя после погранзоны наряд полиции не казался чем-то ужасным.
Надо держать путь на Москву. До дома 5 сотен километров.
Чёрт, что это? Бензина осталось на 30 километров, а ближайшая заправочная станция в Великих луках. Медленно и бережно мы ехали по ночной дороге. Мысль была одна - лишь бы хватило до заправки.
И нам хватило. Залив полный бак, автомобиль рванул на восток, унося двух любителей Рижских кустов домой.
В 3.30 ночи Кирилл высадил меня на станции Волоколамск, как это было оговорено ещё до поездки.
В Волоколамске было холодно, гуляли гопники, а электричка на Москву оказалась белым ЭД4М от ЦППК. Двери не разжать, бригады нет. Перспектива замёрзнуть или поцапаться с гопарями меня привлекала мало.
Я нашёл в интернете телефон такси и уехал домой на заказной машине. Меня вёз помощник православного священника из Волоколамской церкви, подрабатывающий по ночам таксистом.

Через полтора часа я был дома

Спасибо Кириллу за идею и помощь в исполнении

Спасибо за внимание.


глухомань, направление, КТСМ, ТЭМ2, подъездные, Гарнея, Себеж, товарный, Рижское направление, тепловоз, река, платформа, Октябрьская ЖД, 2ТЭ116, мост, старина, железная, РЖД, провинция, Псковская область, пути, Посинь, дорога, станция, состав, рельсы, перегон

Previous post Next post
Up