...В конце 60-х годов XIX века, министерство публичного образования начало открывать в Бессарабии начальные школы с преподаванием на русском языке. В подобных учебных заведениях «местный» язык мог использоваться только для преподавания языка официального. При этом, в селах параллельно идет процесс превращения румынских приходских школ в приходские школы с преподаванием на русском и славянском языках. Таким образом, к концу XIX века, сформировавшаяся в сельских школах Бессарабии система начального образования была настолько же смешна, насколько и ужасна. Учитывая то, что большинство молдавских учителей не говорили на русском языке, в открывшиеся школы завезли учителей из внутренних губерний Российской империи. Мы можем только представлять себе, как эти преподаватели общались со своими молдавскими учениками. Согласно описаниям современников, это был настоящий «театр абсурда». Они «сильно искажали слова» или «жестикулировали как немые». Подобная система начального образования никак не могла повысить уровень грамотности бессарабского населения.
...........
Еще в 1828 году, когда был аннулирован Устав об образовании Бессарабской области 1818 года, румынский язык в бессарабских школах, да и вообще в обществе потерял статус официального. С этого времени его просто терпели, как язык местного населения, которое еще не усвоило русский. Язык, который постепенно должен был выйти из обихода и исчезнуть. Если до 1866 года, когда было приостановлено преподавание «молдавского языка» в региональной гимназии Кишинева, румынский, как и иностранные языки, был в списке необходимых знаний для поступления в гимназий, то после этого года его преподавание в некоторых уездных школах лишилось какой-либо социальной роли. После отмены преподавания «молдавского языка» в уездных школах в 1870 году, он должен был использоваться только от случая к случаю, в качестве поддержки для лучшего усвоения русского языка.
- Во второй половине XIX века российские власти, вместе с российской православной церковью, начали агрессивную кампанию по русификации населения между Прутом и Днестром. Что заставило Петербург прибегнуть к подобным мерам?
Два фактора способствовали введению новой политики во второй половине XIX века. Речь идет о усилении в этот период российского национализма, консолидация которого стала следствием навязывания идеи единой российской идентичности и целостности империи. В то же время за Прутом формируется и консолидируется национальное государство Румыния, становясь объектом притяжения для румын в Бессарабии. В 1866 году для того, чтобы нейтрализовать действие учебников румынского языка Иона Дончева, которые способствовали культурной синхронизации бессарабских румын с живущими в королевстве, знакомя детей в Бессарабии с латинской графикой, Государственный совет Российской империи запретил преподавание «молдавского языка» в кишиневской гимназии, интенсифицировав процесс русификации Бессарабии.
Полностью:
http://enews.md/articles/view/2205/ В тему: Как РПЦ продвигала Русский мир в Бессарабии, или русификация Молдовы, 1871 г.