Видеть мир как сквозь розовые очки. Не многим это дано. Не глупость, наивность или старческий маразм, но Божий дар, присущий лишь сильным личностям, способным найти в себе силы противостоять против негативных эмоций и уныния.
В свои 70, Пьер Боннар рисовал как и прежде, в желто-розовой гамме. Живые цвета букетов и фруктовых натюрмортов, многочисленные оттенки белого, эксперименты со светом и тенью, как рычаг перспертивы и расстояния. Однако, нельзя сказать, что картины открыточно праздничны или избыточно пафосны, напротив, они пронизаны неуловимой атмосферой повседневности и покоя. Откуда складывается такое ощущение, будто спишь, будто все вокруг хорошо знакомо и необыкновенно одновременно? Силуэты фигур часто обрезаны, отсутствующе-молчаливы, заняты своим делом. Они, словно 25-й кадр, незримо присутствуют , создавая наполнение картины живым жизненным укладом обычной городской семьи, к которой относит себя большинство из нас. Впечатление дневного света, но не яркого и обжигающего, а, напротив, рассеянного и северно-теплого.
Woman with mimosa, 1924
Basket of Fruit in the Dining room at Le Cannet, 1928
Lunch or Breakfast, 1932
The French window (Morning at Le Cannet), 1932
Woman with basket of fruit, 1915-18 or ca 1926
Dining Room on the Garden, 1934-35
Basket of fruit on a table in the garden at Le Cannet, 1943-44
Единственной картиной, написанной в необычно-темной цветовой гамме, была картина:
Cooking utensils, 1946.
Следует отметить, что художник начал рисовать ее в то время, когда нацистский режим терзал родную Францию, жена умерла, а самому было уже под 80. Эти обстоятельства не могли не сказаться на тональности произведения. Однако, художник не падает духом и продолжает творить.
Еще одна картина, написанная в этот же период, оставила сильное впечатление. Это авторопортрет перед зеркалом - одна из его последних работ и самых говорящих:
Portrait of the Artist in the Bathroom Mirror (Self-Portrait), 1939-46.
Боннар не нарисовал глаз. Трудно смотреть себе в глаза и видеть там приближающуюся к себе смерть, но можно рисовать, пока есть силы держать кисть, рисовать белым, розовым и желтым, превращая цвет в свет.
P. Bonnard. Bouquet of mimosas, 1945
И последнее. Не могу не поделиться. История, рассказанная «аудиоэкскурсоводом» на выставке. Без выводов. Только картина.
Young women in the garden (Renee Monchaty and Marthe Bonnard), 1921-23/1945-46.
Желтый цвет - в память о белокурой любовнице Рене, чей портрет художник начал рисовать в далекий 1921, и которая покончила с собой, после того, как Боннар, женился на Марте. Портрет остался недорисованным. И лишь когда, спустя 20 лет, Марта тоже умерла, престарелый художник дорисовал Рене, и рядом нарисовал Марту, в знак примирения с жизнью и дань завершению.