Очень много серьезного текста про буквы и мысли. И детей

Jul 20, 2010 15:01

Люди, как известно, склонны анализировать события различными способами. Одним из самых действенных является диалог - с другом, с родителями, с учителем, с сообществом. Но в любом случае, судя по моим наблюдениям, наиболее результативной формой диалога является письменная.

Для того, чтоб не быть голословной, приведу следующие аргументы. Когда вы пишете, вы невольно выбираете не просто знаки, выводимые пишущим предметом или нажимом клавиши, но подбираете наиболее соответствующее слово, выражающее именно то, что вы хотите сказать. Тем более вы задумываетесь над написанным текстом, когда вдруг решаете заняться каллиграфией. Тогда дополнительный смысл тексту придает форма написания знаков, передающих смысл сказанного.

То же касается повседневной обработки эмоциональной информации. Обычно нам хватает разговора с кем-то, кто поймет или просто выслушает ваши рассказы о бестолковой-бесполезной-прекрасной-ужасной реальности. Тут нет необходимости в идеальной форме изложения, можно использовать массу словесного мусора, слов-паразитов, перепрыгивать с темы на тему или даже просто не касаться самой сути излагаемой проблемы. Высказанные слова смывают налет излишней эмоциональности, снимают внутреннее напряжение, а если сказано достаточно и в соответствующем эмоциональном ключе (настроении), то тогда снимается сама проблема. Именно этим пользуются психологи-психотерапевты и пр. профессионалы, дополняя эффект "очищения" действенными методиками коррекции существующих проблем.

Для меня более важной является сторона письменного изложения. Как учитель я вынуждена давать человеку задание, которое он должен проанализировать и выдать результат, ощущая его как свое собственное  открытие, ведь иначе знание оказывается временной мерой - "сдал и забыл". И тут возникает дилемма: как аудиала заставить записать схему своих рассуждений на бумаге, ли визуала заставить проговорить вслух записанный текст. Точнее формулируя задачу: как сделать СХЕМУ Рассуждений наиболее общей и научить выделять ключевые моменты в изучаемом материале.

Работая с 4-5 классом, этот вопрос встает очень остро. В начальной школе не принято учить "почему". Вся детсадовско-школьная система образования построена на механическом заучивании материала, не подключая аналитические способности ребенка. Это, безусловно, обосновывается психофизиологическими особенностями этого возраста, но, с моей точки зрения, обучать навыкам логического мышления необходимо с раннего возраста. Лучшим материалом для такого урока является развитие речи- уроки языка и литературы. В настоящее время я работаю над схемой построения сочинения для 5класса средней школы. Ребенок-логик. Для объяснения того "почему" сочинение построено тем или иным образом, были построены три логические схемы с использованием различных частей речи как основы будущего сочинения. Результат -  повышение среднего балла за содержание на 3. (10 баллов).

гуманитарное, размышлизмы, интеллект, тренер, работа, история, потом удалю, сама с собой

Previous post Next post
Up