К вопросу о детях и их развитии

Jul 16, 2010 17:22

Только для тех, кому правда интересно:
Почему-то многие мамы, которых я знаю, считают, что заниматься надо или с одаренными детьми, или с сильно отстающими. Мол, только такая политика поможет в первом случае закрепить уже достигнутый результат, а во втором "не позориться" или "подтянуться". С моей точки зрения, подобная позиция крайне опасна. И я тут буду объяснять почему.
Для того, чтобы избежать некоторых претензий оговорюсь сразу: да, я достаточно крута как тренер (как школьный учитель, наверное, тоже ничего так, но изрядно похуже). И теперь потихоньку решила обобщать личную статистику-опыт в ЖЖ. Говорю не только и не столько о себе (багаж, по-моему, еще мелковат:), сколько о преподавательских наблюдениях в целом. И подискутировать очень бы хотелось.
Т.н. "середнячок" - наиболее внушаемый и поддающийся чужому авторитету ребенок. Он знает, что может многое, но слабоват и ищет для себя пример или опору, образец для подражания. К сожалению, часто этот образец оказывается живым соседом по классу-парте-лестничной площадке, того же возраста и, соответственно, того же уровня жизненной опытности. Но господа, кто бы из вас хотел вернуться в свои 13? Любимый возраст нигилизма и отрицания любой формы родительской власти, самоутверждение и прочая и прочая... Хорошо, когда уже сформировалось целеполагание, трудолюбие, честолюбие, наконец. А когда всего этого нет? Получается ведомый неведомо кем и куда человек, который огромное количество сил и энергии потратит на выход из созданного окружающей средой тупика.
Я говорю об индивидуальных занятиях не только как форме коррекции уровня знаний, но и как о личностнообразующей характеристике, если мне позволят употребить этот непонятный термин. Не секрет, что от личности учителя на 50% зависит степень "нравистости" предмета. Особенно гуманитарнгого. Кое-кто помнит прелестное "Они ехали в телеге на лошади", раздающееся от учительского стола. Или "бурлАки тянули галЁры " от исторички. Это НЕ МОЖЕТ добавлять интереса к изучаемому предмету. Только к процессу осмеяния учителя. И наоборот, прекрасных учителей, которые поощряли рисование рыцарских доспехов в тетради по истории или учителей литературы, которые знали разницу между "тОрты" и "тортЫ". Это вызывает уважение и желание разобраться почему они так хороши и прекрасны.
В случае с индивидуальным занятием, роль персональной харизмы преподавателя возрастает многократно.Язык и внешний вид должны или 100% соответствовать ожиданиям ученика, либо, напротив, разбивать его иллюзии. Преподаватель вынужден диагностировать потребности своего подопечного во многом "на глаз", не обладая более четкими критериями оценки не столько его уровня знаний, сколько психологических потребностей. В зависимости от того, что нужно ученику он вынужден ибо ломать привычную схему мировосприятия (говорить, использую молодежный сленг, одеваться соответственно в заведомо неофициальном стиле, позиционировать свои музыкалдьные -литературные- и пр. пристрастия, которые "не должен" испытывать взрослый и т.п.) либо полностью принимать предложенные рамки (классический учитель, обращение "Вы" по имени-отчеству и т.п.) В случае индивидуальной работы подобные вещи резко повышают усваиваемость излагаемого материала, т.к. скучный текст учебника обрастает личностными характеристиками преподавателя.
И теперь чуть практики. Сейчас мы заниммаемся с девочкой 10 лет Л. Девочка умница-хорошистка. (Редкий случай, когда мама хочет занятия с таким ребенком). Проблема- ребенок теряется возле доски. Разговариваем - все нормально, человек отличный логик, как на свой возраст, развитое мышление, хороший словарный запас. Играем в игру. Я прошу ее прочитать стихотворение. Девочка читает сидя. РАсслаблена, все нравится, проходит без заминок. Прошу встать. То же самое. Тут я выпрямляюсь на стуле, делаю серьезный голос и лицо (как в школе), и прошу еще раз прочитать стоя стихотворение, комментируя "Встаньровнее, не сутулься. Почему задерживаешься, у нас мало времени... ". Ребенок вздрагивает, делает 4 ошибки. Сажаю на стул, спрашиываю, что изменилось. Л. думает, боится, перебирает пальцами. Объясняю, что я сделала. Она расслабляется. Через пару минут повторяем - сонва напряжение. Опять объясняю, опять расслабление. И потом пара упражнений на релаксацию. Она приходит через неделю - ей стало легче выходить к доске. Мелочь - но в школе для комфорта ребенка это так важно!

учителко, дети, размышлизмы, интеллект, тренер, потом удалю, работа

Previous post Next post
Up