У меня завёлся ОБВМ

Feb 13, 2013 03:01


После сбора по ПЭ хочется сказать слов. С каждой беседой проблема игр в эльфов открывается всё шире и глубже. И острее проблема коммуникации. Во многом с моей стороны, сама удивилась.

(Зачем я вообще затеяла Моделирование Эльфийской Культуры)

Я хочу создать систему, позволяющую людям достоверно играть эльфийский менталитет, не плеваться на его нелогичность и при этом порождать события.

Известно, что на играх в толкиеновских эльфов есть два проблемных типа поведения, которые эти игры портят: это дивность и эффективность.

Дивные несут в себе ту самую эльфийскую мотивацию, которая творчество ради творчества, которая не требует выхода на взаимодействие и результата. Они не порождают событий - у них нет для этого инструментов. Да и мотива. Они спокойно играют в себя самих, создают творения, не имеющие никакого воздействия на реальность, ни на ту, ни на эту, кроме радости от процесса творения и его завершения. Часто эта радость даже не разделяется с товарищами, потому что к моменту завершения творчества все уже заняты штурмом или перебиты. Этот паттерн поведения вызывает естественную реакцию у других игроков - дивнюки. Они не эффективны, не понятно вообще, зачем они это делают и зачем они тут, но ролевой игре, нужны.

Эффективные - это другая крайность. Они, может быть, даже знают, что договариваться с тёмными плохо, в теории. Но, как люди, существа, не чувствующие искажения, спокойно заключают мир с Шелоб - потому что это реально выгодно в данной ситуации. Используют осанвэ, как детектор лжи, потому что реально эффективно, ну что там ещё канонического вспомнить? Пытают пленных, потому что очень, ну очень нужна информация, а моделька позволяет. И это правильно с точки зрения человека в игроке, естественно, но снова вызывает обоснованный батхёрт и нарекания в неудержании образа. Можно заткнуть все возможные дыры правилами, только тогда игры не останется.

Решение: первых развести на полезную деятельность, дать их творчеству, да, плюшки. Не те, которые вызывают аллергию, не плюс хит, или твари разбегаются, или что-то ещё подобное, счётное, эффективное, человеческое, которое делает из творчества манчкинизм, нет. Хотя это искажение творчества - прекрасная уловка Врага, которую я бы играла. Но речь не об этом, а о том, что правильное творчество, не направленное на получение механического счётного результата, должно иметь ценность не только в радости создателя. Иначе и оно, и радость, и создатель оказываются в вакууме. А второе - провоцировать взаимодействие. Жёстко и зло. Потому что именно из взаимодействия складывается история персонажа, коия есть ценность ролевой игры.

А для вторых нужна хитрость. Невозможно влезть в их ОБВМ, невозможно перевоспитать их строем и по приказу. Нет у них ценности творчества об себя самого. Можно на игру их не брать, конечно. Но лучше дать им мир с адекватным ответом. Почему нельзя договариваться с Шелоб? Что в этом такого? Почему лгать нельзя? Это же так полезно, так быстро приводит нас к нашей цели. Но это только кажется людям, а эльфам ответ от мира - полбу. Орков не меньше от таких действий, а больше. Грубо? Можно тоньше, но главное - подход. Словит эффективный игрок один раз коррекцию сознания через осанвэ - и не будет больше делать бяку. Никто больше не будет. Что мы хотели - получили, образ действия стал эльфийским, а игрок остался эффективным и получает свой кайф. И не нужно саму возможность осанвэ уничтожать.

Может быть, я ошибаюсь, эти проблемы не актуальны, но они озвучивались мне неоднократно, как стороной, являющейся носителем канонического ОБВМа, так и безОБВМной, и мною наблюдались лично.



(А что вышло)

В итоге долгих размышлений и обсуждений, я осознала, как мне казалось, оснвоной мотив эльфийских действий - противостояние искажению. Это база для выбора творчество или война, для взаимодействия с другими персонажами, для оценки их действий. Полноценный базис, порождающий активную позицию. Об этом в сообществе Гаваней валяется восторженный пост.

Но попытавшись транслировать сделанные разработки по установке мотивации, я лишилась всей наработанной базы разом по двум основаниям. Тезисы таковы: во-первых, борьба с искажением не может являться мотивацией эльфийских поступков - сие есть механистическое использование творчества и погоня за плюшками. Во-вторых, война в любом своём проявлении, даже убийство орка, является искажением. Стало быть, есть причина, неведомая мне, по которой эльфы намеренно творят искажение. Значит, верхняя ценность какая-то другая. В принципе, я пока её не вижу, но мне её назовут. Я же иначе не отстану. Вроде, противоречий нет, нужно только подождать завтрашней мастерки.

Однако, прокатившись до дома, я помыслила и поняла, что меня так пугает в осознанном на текущий момент положении дел: именно отсутствие мотивации, необходимости, смысла взаимодействовать с миром, с игрой. И я в такой ситуации оказываюсь целиком и полностью дивной - именно тем эльфом, который и получается, если рассмотреть все предпосылки от бессмертия до независимости и индивидуалистичности. Из тупика которого я выходила полгода. У меня есть творчество, которое действительно мне нравится, допустим, делать фонарики. Но оно равно нравится мне и дома, и на полигоне. Дома, кстати, удобнее. Это взаимодействие меня, Наташи, с реальностью Земля. Конечно, если я развешу свои фонарики в лесу, они меня будут радовать ещё больше, свершится акт дарения творения, но опять же, Арда ни при чём. Арда появится только, когда другие игроки её в моём подсвеченном дереве увидят. Арда вне меня. Ну да это предыгровая подготовка. На игре я продолжу делать фонарики, это ведь мой способ бытия, как эльфа. Мне ничего для этого не нужно: ни материалов - всё привезла с собой; ни информации - всё равно технологий нет, всё зависит от того, какую мысль я в фонарик вложу, а для этого всё и так есть внутри меня. Больше мне ничего не нужно и ничего меня не парит, пока хиты снимать не начнёт. Миру мне тоже предложить нечего, кроме  того, что другие игроки посмотрят на моё занятие и оценят, может быть, его как антуражное. Я просто сижу и делаю фонарик - ролевой игры для меня не идёт. Сюжета из этого не родится, если мы говорим о сюжетном подходе. А когда орки придут, они меня славно погоняют вне зависимости от того, чем я занималась два дня мира (тм).

А как только я говорю, что хочу ответа от мира на свои действия, меня спрашивают: «так ты плюшек хочешь?» Не от мира, так от других игроков, но что им с моих фонариков? Мои действия их не трогают, а значит, не будет мне ответа. Если мои действия не влияют на моё окружение, стало быть, меня как бы и не существует.

Что-то скучно мне. Если я слаба - буду сидеть и уныльствовать. Если сильна, пойду за сильмариллом. Бред, конечно, зато точно схлопочу свой ответ. Вот мне и сюжет, и история, только эльфа нету.
Такие вот печали меня гнетут. Надеюсь, скоро мне объяснят, да и сама я пойму, что всё не так, а гораздо лучше. Взаимодействие где-то заложено, нам с миром есть, что дать друг другу. И своей команде людей я смогу сказать: всё будет круто, ребята, мы пойдём вот к этой цели вот этими методами, выйдет замесно, и будем наслаждаться тем, как красиво и обоснованно это по-эльфийски.

ПЭ, ОБВМ, МЭК

Previous post Next post
Up