Совершенно секретно
Народному комиссару государственной
безопасности УССР
Комиссару государственной
безопасности 3 ранга
тов. Савченко
гор.Киев
Специальное сообщение
О реагировании населения на смерть митрополита Шептицкого и назначение его преемником Иосифа Слепого
"Первого ноября 1944 года в 14 часов умер глава греко-католической церкви, граф-митрополит Андрей Шептицкий.
Со смертью Шептицкого среди населения и духовенства активизировались различные суждения о его деятельности за 44 года службы главой униатской церкви.
В основном разговор сводился к тому, что митрополит Шептицкий пользовался большим авторитетом среди верующего украинского населения в западных областях Украины. Высказывались о его благотворительной деятельности. Созданные им госпитали, детские дома, школы, дома для инвалидов, музеи и пр. повысили его авторитет среди украинского народа.
Среди общего разговора были отдельные высказывания антисоветского характера. Так, например:
Артист хоровой капеллы «Трембита» Кушлик Николай Васильевич, 1909 года рождения, среди коллектива говорил: «...Главной причиной смерти Шептицкого является приход большевиков. Он не выдержал этого - зная, что при большевиках церковь не сможет вести своей работы среди народа. Это на него так повлияло, что он умер».
Бывший студент богословской семинарии греко-католической церкви Хариня Иосиф Яковлевич, 1919 года рождения, работающий в настоящее время артистом в городе Львове, 5 ноября сего года на похоронах митрополита Шептицкого в церкви «Св. Юра» среди верующих заявил: «...Теперь мы остались сами - украинцы. Наш опекун закрыл глаза. Пережил он горькие времена и теперь, когда он крайне необходим, - его нет. Ничего мы теперь не сделаем, нас теперь до конца уничтожат большевики».
Когда присутствующая при этом разговоре женщина спросила Хариня, почему нас большевики должны уничтожить, он ответил: «... Вы не знаете, как большевики умеют уничтожать. Разве мало уничтожено наших братьев. Разве мало крови нашей выпили»..
Профессор
Свенцицкий, возмущаясь, что Советская власть так холодно отнеслась к смерти Шептицкого, говорил: «...Ведь это хоть и мракобес, но политический деятель, был арестован царским правительством и освобожден Керенским».
Старший научный работник архива Филиала Академии Наук в городе Львове - профессор
Крипьякевич Иван Петрович, 1898 года рождения, в беседе с работниками Академии Наук заявил, что, хотя он сам и греко-католического вероисповедания, но считает Шептицкого большим врагом православной церкви, который много сделал для того, чтобы посеять рознь между Россией и Западной Украиной.
Кроме этого, Крипьякевич заявил: «...Если его братья - поляки по национальности, то сам Шептицкий - полонизатор. Только в последнее время полонизаторские тенденции его несколько уменьшились. Тем не менее, Шептицкий всегда был врагом Москвы».
Доктор Смишко Марьян Юлианович склонен был думать, что Советская власть обрадуется смерти Шептицкого и возьмет участие в похоронах, причем заявил: «...Полное невмешательство равносильно пассивному вмешательству».
Сотрудница библиотеки Академии Наук в городе Львове Деркач Мария Демьяновна, 1896 года рождения, заявила: «...Религия и Советская власть - понятия несовместимые. Более того, Советская власть даже не посчиталась с тем, что Шептицкий был крупнейший благотворитель, за что следовало бы отметить значение Шептицкого».
Профессор политехнического института Бужинский Владимир Марьянович, 1900 года рождения, поляк, в беседе среди научных работников института о смерти Шептицкого говорил: «... Папа Римский будет согласовывать утверждение нового митрополита не с Советским правительством, а с Лондоном».
Бужинский высказал это с иронией для того, чтобы дать понять присутствующим, что «Львов будет польским городом».
Среди польского населения, присутствующего 5.ХI.-44г. в церкви «Св.Юра» во время похорон Шептицкого, [...] слышали следующие реплики: «...Стало меньше двумя политическими деятелями. В марте сего года умер
Панчишин (насправді помер в жовтні 1943 року) , сегодня Шептицкий. Кто еще из них остался».
«... Слава Богу, умер главарь бандеровского движения, возможно, в связи с его смертью теперь бандеровцы не так активно будут проводить свою работу».
«...Наконец-то умер врач бандеровского движения, и кровь бандеровская перестала работать».
Характерно отметить, что антисоветские высказывания в большинстве своем имели место среди интеллигенции и научных работников. Что касается верующего украинского населения, то по агентурным данным видно, что они ограничились богослужением и беседами об отдельных эпизодах благотворительной деятельности митрополита.
5 ноября сего года на похороны митрополита Шептицкого в церковь «Св. Юра» явился архибискуп римо-католической церкви Твардовский со всей своей свитой и отслужил заупокойную молебень в присутствии униатских священников и епископов.
Присутствие архибискупа Твардовского в резиденции митрополита Шептицкого среди верующих украинцев расценивается как близкая связь римо- и греко-католической церквей, а также подчеркивает отношение Ватикана к украинской униатской церкви.
На вопрос [...] профессору Надраге Александру Апигоновичу, 1885 года рождения (ми з ним давно знайомі, це автор
отцього опису), не отразится ли на судьбе униатской церкви смерть Шептицкого, Надрага ответил: «...Украинцы-галичане очень любят, очень привязаны к своей греко-католической церкви и никогда не пойдут на слияние с православной церковью, к которой принадлежат украинцы Восточных областей Украины. Со смертью Шептицкого тенденция такого слияния церквей значительно ослабляется».
В отношении похоронной процессии 5.XI.-1944 года с гробом Шептицкого по городу Львову, преемник митрополита Йосиф Слепой [...] заявил: «...Это грандиозное шествие с участием многих епископов и 150 священников, а также то обстоятельство, что гроб Шептицкого все время несли на руках, и вообще весь торжественный религиозный обряд - имели огромное значение и были знаменательным актом религиозной пропаганды».
На похороны митрополита Шептицкого из других униатский епархий приехали только епископ Иосафат Коциловский и его помощник епископ Григорий Лакота, возглавляющие Перемышльскую епархию.
Руководителя Станиславской епархии епископа Хомышина, а также его представителей на похоронах Шептицкого не было [...] Отсутствие епископа Хомышина якобы объясняется несвоевременным извещением его о смерти Шептицкого».
Зі смертю й похороном митрополита Андрея тема природно вичерпується, залишається хіба що згадати коротко про подальшу долю інших героїв сюжету.
Брат митрополита, Климентій Шептицький, 5 червня 1947 архімандрит Климентій був заарештований засуджений на 25 років. Помер 1 травня 1951 р. у Владимирській в’язниці. В 1996 отримав звання «Праведник народів світу» за порятунок євреїв у період Голокосту. Був беатифікований 27 червня 2001 року у Львові.
Єпископ Григорій Хомишин 1946 року засуджений у Києві за «антинародну діяльність» на 10 років примусових робіт. Помер у січні 1947 року в київській тюрмі. 27 червня 2001 року папа Римський Іван Павло II проголосив Григорія Хомишина блаженним Католицької Церкви.
Митрополит Йосиф Сліпий 11 квітня 1945 року був ув'язнений і засуджений на 8 років важких робіт. Був далі засуджений у 1953, 1957 і 1962 роках. Відбув разом 18 років заслання у таборах Сибіру та Мордовії, зокрема в Потьмі (табори: Дубравлаг). Унаслідок численних заходів впливових осіб та на клопотання папи Івана XXIII в 1963 році митрополита Сліпого звільнено з ув'язнення.
Єпископ Коциловський у вересні 1945 р. був вперше ув'язнений польською владою. 25 - 26 червня 1946 єпископ Коциловський і всі заарештовані у перемишльській єпархії священики були вивезені до УРСР, а 26 червня 1946 переданий до рук НКВС у Львові. Зі Львова був переведений до Києва. Помер 17 листопада 1947 р. у київській в'язниці. Беатифікований 27 червня 2001 року.
Єпископ-помічник Григорій Лакота 9 червня 1946 р. заарештований та засуджений на 10 років ув'язнення і вивезений до Воркути. Помер 12 листопада 1950 р. у с. Абезь біля Воркути. Беатифікований 27 червня 2001 року.
Доктор Гавриїл Костельник очолив ініціативну групу по підготовці Львівського собору, який проголосив про ліквідацію УГКЦ. Загинув у 1948 році, Організатори та виконавці вбивства залишаються невідомими.
Полковник Карін-Даниленко вийшов у відставку в 1947 році, але ще залучався до певних спецоперацій. Ледь уникнув репресій «за зв’язок з ворогами народу Мешиком та Берія». Написав ряд статей і книг мемуарного характеру з характерними назвами:
- Карин С. В стане врага.// Особое задание.-М., 1968, 1977, 1988.
- Карін С.Т. Час розплати.-К., 1969, 1971.
- Карин С.Т. Трудный визит.// Неделя.-1971.-№3 (январь).
- Даниленко С.Т. Дорогою ганьби і зради. // Літературна Україна.- 13-27 липня 1962 р.
- Даниленко С. Митрополиче гніздо. // Жовтень.-1968.-№№ 6-12; 1969.-№№ 1-12.
- Даниленко С.Т. Дорогою ганьби і зради- К., 1970, 1972.
- Даниленко С.Т. Амвоны черной лжи. // Атеистические чтения.-М., 1981.
Помер у 1985 році внаслідок тяжкої хвороби. В другій половині життя майже повністю втратив зір.