І вже на завершення показів Целевича - еволюція стосунків між громадськістю і церквою за період «від Австрії до Польщі й пізніше».
«До мировой войны
Украинская галицийская светская интеллигенция в 1890-1914 гг. была довольно либеральной и даже вольнодумной в религиозном отношении. Из среды священников встречались вольнодумцы и атеисты. Светская интеллигенция относилась к религии или равнодушно, или враждебно. Интеллигенты-мужчины редко выполняли религиозные обряды и редко присутствовали на богослужениях.
Чаще можно было встретить религиозных женщин. Это можно сказать и в отношении учащихся средних школ и университетской молодежи. В высших классах средних школ основывались тайные студенческие кружки, в которых путем чтения рефератов и дискуссий они знакомились с учением о социализме и о атеизме.
В университетах молодежь была на 90% вольнодумной, не выполняла религиозных обрядом, и когда кто-нибудь из них выполнял их, то они становились предметом насмешек со стороны товарищей. Были даже случаи, когда сыновья священников, приезжая к родителям на каникулы, вели антирелигиозную пропаганду и агитировали против своих родителей. Священники во многих селах имели небольшое влияние среди населения. Среди интеллигенции были активные атеисты, которые имели дружбу вне церкви и устраивали похороны без участия последней.
Суммируя, следует сказать, что вообще украинская галицийская интеллигенция была равнодушна к религиозным делам, а часть интеллигенции встала на явно антирелигиозные позиции.
Очень небольшой процент интеллигенции посещал церкви, а еще меньший выполнял религиозные обряды. Только лишь наибеднейшая молодежь или наименее способная шла в священники.
Мировая и польско-украинская война
Мировая и польско-украинская войны способствовали дальнейшему распространению антирелигиозных настроений среди украинской интеллигенции и среди масс, в частности на это влияли религиозные течения, идущие из СССР.
Украинско-галицийское правительство намеревалось церковные земли передать крестьянам за деньги, выдвигая мысль распределения ее между малоземельными и безземельными. Среди членов Станиславской национальной рады была влиятельная группа, которая добивалась отделения церкви от государства. Непопулярному среди украинского населения станиславскому епископу Хомышину пришлось неоднократно переносить неприятности от украинского населения.
Галиция под властью Польши
Решительное изменение отношений украинской интеллигенции, в частности интеллигентской молодежи к религии наступает в 1919-1939 гг. Изменения эти следовали медленно, но систематически, а в 1939 г. дело выглядело так: не более 80% интеллигенции из состава учащихся средних школ и университетской молодежи и интеллигенции вообще, в возрасте до 30 лет, занимали положительное отношение к религии, а не более 50% являлись католиками, выполняли религиозные обряды, т.е. постоянно ходили в церковь, исповедовались, причащались и проч. (Чи не заплуталися тут наші провідники і не вжили «більше» замість «менше»? Бо інакше в цього речення якось мало змісту).
Вся украинская националистическая молодежь занимает положительную позицию по отношению к католической церкви. Это же самое касается и членов «ОУН» - «УВО». Почти совершенно прекращается пропаганда вольнодумства и пропаганда против священников и церкви, которую до мировой войны проводили украинские радикалы - члены УСРП и УСДП. Такие взаимоотношения характеризуются следующим фактом, что когда умер вождь радикалов доктор Лев Бачинский в г. Станиславе, семья Бачинского просила у епископа разрешения на религиозные похороны. Точно не знаю, но мне кажется, что семья Бачинского разрешения не получила. Кроме коммунистов никто не проводит не только антирелигиозной пропаганды, но и пропаганды вольнодумства.
Довоенная вольнодумная интеллигенция в противовес новой обстановку или скрывает свое вольнодумство, или переходит на новые религиозные позиции. Религиозность среди интеллигенции становится модой, мало находится смельчаков, которые венчались бы и устраивали похороны без церкви и не производили бы крещения детей. Украинская интеллигенция преимущественно имеет влияние на украинские массы, и под ее влиянием растет религиозность среди крестьянства, мещан, ремесленников и рабочих, а главным образом среди молодежи.