Макро и микроэкономические стратегии для России.ч.4

Jun 12, 2011 16:19


Макро и микроэкономические стратегии для России.ч.4



Джозеф Стиглиц, Дэвид Эллерман
(Всемирный банк)
бюллетень ЭКААР, 2000 г.

Финансирование поддержки экспорта
Окончание, начало тут:http://blogs.mail.ru/mail/simoncon/7149EC49CA93482D.html

Опыт работы в Латинской Америке и других развивающихся странах показывает, что традиционные методы поощрения экспорта мало эффективны. Либо макроэкономические условия и вся политика оказывались неблагоприятными для экспорта, либо разработанные проекты имели существенные недостатки. Услуги, представляемые монопольным поставщиком публичных услуг, управлялись скорее законами предложения, а не спроса и были редко ориентированы на предпринимательский уровень. Однако в таких странах как Великобритания и Ирландия программы, стимулирующие экспорт путем прямой поддержки экспортных сделок или финансирования связанных с экспортом услуг, оказываемых частным сектором, были успешными. Банк поддержал аналогичные инновационные проекты в Индии, Кении, Индонезии, на Филиппинах. Согласно выборочной информации по 36 поддерживаемых грантами проектам в среднем на каждый доллар гранта пришлось увеличение экспорта на 36 долл. Группа из 180 фирм, получивших гранты в Индии, увеличила свою экспортную выручку за три года в 25 раз.

Осенью 1994 года аргентинское правительство попросило Банк оказать поддержку проекту развития экспорта. Группа, готовившая проект, провела обследование почти 400 фирм- фактических или потенциальных экспортеров. В ходе интервью обсуждались проблемы и потребности фирм. Консультанты объехали по ряду стран, включая Ирландию, Великобританию, Южную Корею и Японию, где изучались проекты поддержи экспорта. Затем вместе с представителями Банка были разработаны схемы улучшения конкурентоспособности малых и средних предприятий в Аргентине, а также возможности улучшения работы ориентированных на экспорт государственных предприятий. Проект действовал в трех направлениях: 1) гранты, покрывающие 50% расходов консультационного обслуживания, необходимого для улучшения международной конкурентоспособности предприятий, особенно средних и малых в частном секторе; 2) представление услуг Директората консультантов и Центра рыночной информации для облегчения международного сервиса, обслуживающего экспорт; 3) улучшение работы организаций, обеспечивающих контроль качества и сертификацию. Проект предусматривал рост экспорта с помощью упрощения и сокращения экспортных процедур.

Финансирование сельского хозяйства и программы его поддержки

Сельское хозяйство всегда имеет специфические проблемы финансирования. В развитых странах финансовые институты обычно являются третьей стороной, финансирующей продажу сельскохозяйственной техники. В случаях, когда финансовая система развита недостаточно, машиностроительные фирмы могут сами представлять кредиты своим клиентам на условиях лизинга-продажи. Могут быть также созданы специальные институты, финансирующие продажу сельскохозяйственной техники.

В сельском хозяйстве кредиторам приходится ждать реализации урожая, чтобы вернуть выданные кредиты. Иностранные поставщики дефицитных средств производства для сельского хозяйства часто подвергаются политическому нажиму. Местные власти могут заставлять производителей продавать урожай по контролируемым ценам или конфисковать часть урожая в счет "новых страховых налогов", лишая сельскохозяйственных производителей возможности платить по своим обязательствам. Таким образом, кроме естественного риска, связанного с погодными условиями или стихийными бедствиями, возникает опасность политического риска. Всемирныйй банк предоставляет некоторые гарантии от политического риска с тем, чтобы иностранные поставщики смогли проникнуть на такой рынок, а сельскохозяйственные производители могли расплатиться с ними после реализации своего урожая.

Наиболее эффективным и устойчивым сельскохозяйственным производителем является семейная ферма (как говорил Дэн Сяо-пин, ссылаясь на Конфуция:"Лучшее удобрение для фермы - след ее владельца"). Однако рынок часто не может обеспечить нормальных отношений между банками и фермами. Издержек сделок с многочисленными мелкими заемщиками часто больше, чем прибыли, полученные от этого банками. Традиционным решением для фермеров в этих случаях было объединение в производственные и сбытовые кооперативы. К сожалению, в пост-социалистических экономиках и развивающихся странах кооперативы часто насаждались сверху и не были самоконтролируемыми организациями.

Новая модель фермерской собственности (МФС), разработанная МБ (23) предлагает создание современных производственно-сбытовых кооперативов в частном секторе, в которых производство и сбыт связаны. МФС была успешно применена в нескольких беднейших странах африканской суб-Сахары, Мексике, Центральной Америке. МФС может быть применена для объединения частных законодательно оформленных крестьянских хозяйств. Таким образом эти хозяйства получат доступ к тем источникам ресурсов, которые способствовали росту успешных сельскохозяйственных предприятий в западных странах. Основными элементами МФС являются: производственная структура и организация, компетентное руководство, доступ к финансированию оборотного капитала и к конкурентным рынкам. Программа МФС дает возможность фермерам сделать свою деятельность более профессиональной и коммерческой, если они: (1) регулярно выплачивают займы и проценты по ним; (2) существенно увеличивают свой доход и жизненный уровень, производя экологически чистую продукцию.

7. Программы, стимулирующие предпринимательство и обучение

Предпринимательская культура

В развитых рыночных экономиках, базисные предпринимательские знания передаются культурой и традициями общества. Успешное предпринимательство поощряется средствами массовой информации. В некоторых этнических группах дети уже со школьной скамьи стремятся стать бизнесменами. Однако в социалистических обществах система не поддерживала дух предпринимательства, оставляя ему лишь ремесленничество, сектор услуг и сельское хозяйство.

Предпринимательское образование в переходных экономиках должно вестись по нескольким направлениям: в начальных и средних школах, школах для взрослых, университетах, а также через электронные и печатные средства массовой информации.

Развитие предпринимательства мелкими шажками

История учит, что близорукость более нормальное явление, чем дальнозоркость. Если предстоящая дорога не ясна, то лучше двигаться маленькими шажками, чем большими прыжками. Лучше переходить реку по камням, поскольку малые ошибки могут быть исправлены без больших потерь. Успешные предприниматели обычно имеют за собой серию мелких ошибок, воспринимаемых ими как "ученический опыт".

Подход к предпринимательству "мелкими шажками" или постепенно очень важен для пост-социалистических обществ, в которых население привыкло жить в безрисковых условиях. Грандиозные планы с оборудованием, закупленным в Германии, должны уступать место малым, но последовательным мероприятиям. Только после того, как накоплен опыт построения и исправления ошибок на одной стадии, можно переходить к следующей. Такой подход снижает возможность риска и минимизирует потребности в начальном капитале

Новые образовательные учреждения для взрослых

Общеобразовательный колледж для взрослых (ООВ) в Словении представляет собой новую организацию (ей только 9 лет), сконцентрированную на бизнес-образовании для взрослых. В дополнение к широкому кругу дневных программ ООВ - колледж имеет для работающих вечерние курсы в нескольких городах Словении. Многие из окончивших курсы могут затем бросить работу по найму и заняться собственным бизнесом. Это облегчает создание новых рабочих мест и перераспределение трудовых ресурсов из государственных учреждений в частные. Многие новые предприятий слишком малы, чтобы заполнить "социалистическую черную дыру". Однако другие находят незаполненную нишу и становятся быстро растущими и быстро движущимися "газелями".

Морозовский проект в России - еще один из примеров новой организации, которая комбинирует образование для взрослых с широким кругом консультаций и тренировочных курсов. Проектом предусмотрено существование единого образовательного центра и множества тренировочных центров по всей России.

Такие центры как Морозовский проект и колледж в Словении имеют больше свободы действий, могут действовать быстро и лишены бюрократии, присущей традиционному образованию. Но чтобы обрести прочный финансовый базис, они должны сочетать обучение бизнесу с другими услугами для частного и государственного сектора..

Средние школы

Первоначальное образование по основам рынка не должно ограничиваться высшими школами. Оно должно начинаться как можно раньше. Уже учащиеся средней школы мечтают о собственном бизнесе и эти мечты должны подкрепляться хотя бы минимальными знаниями практического предпринимательства. В дополнение хорошо было бы, чтобы некоторые предприниматели прямо сотрудничали со школой, что являлось бы для учащихся живыми примерами, которые всегда отличны от образов, создаваемых в средствах массой информации.

Колледжи и университеты

В западных рыночных экономиках почти во всех университетах предлагаются программы обучения бизнесу. Имеются также бизнес школы, дающие степень магистра по управлению бизнесом. Даже в высших классах колледжей предлагаются соответствующие курсы. Колледжи и университеты переходных экономик должны следовать этим образцам. Все без исключения студенты, а не только те, кто стремится заняться предпринимательством, должны ликвидировать свою экономическую неграмотность, для того чтобы покончить с негативными представлениями прошлого о бизнесе и отказаться от голливудских химер нынешней пропаганды. Стремление быстро разбогатеть отвращает современную молодежь от длительной карьеры в инженерной и научных сферах в пользу преуспевающего ныне финансового сектора. Вместе с тем инженеру гораздо легче в последующем овладеть экономическими знаниями, чем наоборот.

Общественное образование

В переходных экономиках не плохо было бы не ограничиваться экономическими программами в образовательных учреждениях, но использовать для этого также и средства массовой информации. Торговые палаты, государственные учреждения, клубы бизнесменов, наподобие ротари- клубов и даже профсоюзы могли бы поддержать эту кампанию. Многие образовательные программы (заочного обучения и книги по экономике) могут распространятся на страницах печати и в других средствах информации.

8. Предпринимательство и поддержка малого бизнеса

Учебные центры для бизнеса

Большинство переходных экономик уже имеет развитую сеть Центров тренировки предпринимателей (ЦТП). Примером одного из таких центров является Морозовский проект. Центры тренировки предпринимателей имеют различные функции: бизнес-тренинг, консультации, информационное обслуживание или библиотеки для предпринимателей. Они могут создаваться как полуобщественными неприбыльными организациями, так и частными компаниями. Это могут быть как отдельные организации, так и части большой системы. Но переход от государственного финансирования к самофинансируемым организациям обычно связан с немалыми трудностями.

Программы, поддерживаемые государством

Центры по тренировке предпринимателей распространены повсюду. Например, в США учреждение "Управление малым бизнесом" было федеральным институтом, поддерживавшим многие центры развития малого бизнеса, часто, в свою очередь, связанные с различными университетами. Для сельскохозяйственного сектора (имеются в виду фермы) существует учреждение "Расширенные сельскохозяйственные услуги", связанное с рядом сельскохозяйственных колледжей, которое представляет информацию и консультационные услуги на примере наиболее успешных фермерских хозяйств по всей стране.

Федеральное правительство и правительства отдельных штатов распространяют идею расширения малого бизнеса, как фактора, повышающего конкурентоспособность. Существуют аналогичные программы по промышленности в странах ЕС (Италии и Ирландии). Если такие учреждения считаются необходимыми в странах ЕС, то можно представить себе, насколько они нужны в странах с переходной экономикой.

Ирландия является той страной, у которой следовало бы поучиться в деле реализации программ поддержки промышленности. Ирландия обеспечивает государственную поддержку промышленных инвестиций через систему грантов, сервисных услуг и налоговых скидок. Сервис представляется по широкому кругу услуг - от консультаций до тестирования продуктов. Представление грантов возможно на всех стадиях процесса инновации - от возникновения идеи до ее коммерческой реализации. Государственная поддержка распространяется от помощи в анализе проектов промышленного развития, до создания совместных предприятий, улучшения качества управления, развития кооперативов и маркетинга. Оказывается также помощь компаниям, привлекающим временных консультантов для изучения возможностей создания новых рабочих мест или экспортной поддержки. И наконец, предоставляется помощь при привлечении к труду или открытию собственного бизнеса хроническими безработными.

Инкубаторы

Предпринимательские инкубаторы обеспечивают стандартную инфраструктуру (пространство, коммуникацию и поддерживающие услуги) для создания новых предприятий - с тем, чтобы предприниматели могли там сконцентрироваться исключительно на бизнесе. Некоторые инкубаторы представляют собой консультационные услуги. Внутренние инкубаторы (такие, как например, в Словении) создаются на крупных предприятиях для помощи отпочкованию новых фирм. Это могут быть и совершенно новые предприятия, и подразделения старых компаний, обеспечивающие отдельные операции. Внутренние инкубаторы являются особенно важными при реструктуризации больших неэффективных компаний в пост-социалистических экономиках.

Франшизы

Предпринимательские франшизы это готовый срез относительно успешного предпринимательства, который дает своему партнеру возможность не "изобретать велосипед". Хотя концепция франшизов из-за отсутствия предпринимательских традиций представляется чрезвычайно полезной для переходных экономик, существует несколько моментов, по которым следует ее применять с некоторой осторожностью. Во-первых, западные франшизы с трудом приживаются на пост-социалистической почве. Отсутствует снабженческая сеть, совершенно различные вкусы, предпринимательские ниши зачастую также очень отличаются. Некоторые иностранные франшизы могут быть полезными лишь полка существует повышенный спрос на импортные продукты. В конечном счете францизы лишь тогда реализуют свой полный потенциал, когда разовьется система внутренних франшизов.

9. Выводы

Иногда одного лишь знания того, что ваш конкурент вырвался вперед, достаточно, чтобы побудить вас к собственным инновациям. Ученые в одной стране могут сделать новое открытие, зная лишь, что за рубежом сделано нечто подобное. Другими словами, знание того, что ваше путешествие в дальний край вполне возможно, отметает половину аргументов и сомнений против такой поездки.

Сейчас мы знаем, что успешный переход к рыночной экономике возможен. Такие страны как Польша, Словения, Венгрия и Эстония - удачные примеры, а Чехия и Словакия на дороге к успеху. Каждая страна имеет свою историю, свои недостатки и сильные стороны.

Мы знаем теперь, что нет легких прыжков через пропасть и что попытки построить полумосты ведут в никуда. За десять лет перехода мы учились, падая и снова поднимаясь. Учитывая колоссальные масштабы России, мы и здесь видим более и менее успешные регионы. Вместо того, чтобы готовить новые оптимальные планы в Москве, не лучше ли обратиться к децентрализованным экспериментам, учась на успешных примерах? Мы попытались здесь обрисовать некоторые стратегии в качестве базисного подхода. Реформирование не может быть привнесено извне, оно должно происходить изнутри и само меняться в процессе трансформации.

10. Примечания

се положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в данном докладе, являются личными исследованиями авторов и ни в коей мере не отражают официальную позицию банка, каких-либо его подразделений или Совета директоров в какой-либо стране.

1. Существуют различные проблемы измерения: некоторые авторы считают реальный ВВП недооцененным, другие - переоцененным (см. Gaddy and Ickes (1998)) Достоверным фактом является то, что катастрофически сократилась продолжительность жизни и что большинство населения впало в нищету.

2. Milanovic (1998)

3. см., например, Murrel (1996)

4. см. Schleifer , Vishny (1998) и рассуждения о теории "гребущей руки"

5. Существует дискуссия о критических значениях: Bruno , Eastery (1995) называет цифру 40%, другие, как например, Barro (1997) называет цифру 10%. Fischer (1993) показывает, что при низкой инфляции и небольших дефицитах рост вовсе не обязателен даже в долговременном аспекте. Однако и высокая инфляция не дает устойчивого роста. Проблема в России состоит в том, что снижение инфляции происходило ниже указанных границ.

6. По стоимости. Не существует единого мнения о причинах роста бартера. Однако большинство сходится в том, что в основе этого явления лежала макро-экономическая политика стабилизации, при которой финансовая система использовалась при сборе налогов, а денежная масса ограничивалась без учета реальных расходов, что вело к многочисленным задержкам платежей.

7. см. Akerlof , Dickens , Perry (1996)

8. Эта точка зрения появилась после кризиса в восточной Азии. См. Stiglitz (1999). Теоретическое обсуждение этого вопроса содержится в Greenwald , Stiglitz (1993)

9. Эти неблагоприятные последствия, возникшие в результате разрушения информационного, организационного, социального и репутационного капитала, были особенно сильны из-за ограничений этого капитала в начале перехода и естественного разложения его в процессе дальнейшей трансформации. См. Blanchard , Kremer (1997).

10. Большое отличие от стратегии, примененной в Китае, где сначала проводилась малая приватизация, в результате которой доля негосударственных предприятий в ВВП возросла с 22% в 1978 г до 74% в 1997 г., причем почти весь прирост приходится на долю новых предприятий.

11. О дискуссии по теме корпоративного управления см. ниже. По вопросу, почему приватизация не устранила вмешательство государства см. Stiglitz (1999 a, b)

12. В сравнении с концепцией приватизации, проведенной в Польше и Венгрии.

13. При этих вычислениях предполагалось, что предельная склонность к потреблению олигархов внутри России относительно невелика.

14. Заметим, что эта стратегия оспаривалась некоторыми радикальными реформаторами, которые утверждали, что если правительство создаст бизнесу исключительные условия, капитал вернется в страну. При этом они требуют безоговорочного признания незаконной приватизации - что вряд ли обеспечивает равенство и социальную справедливость, необходимые для перестройки социального контракта.

15. Эту точку зрения иногда называют "политической теоремой Коуза": быстрая приватизация из-за давления со стороны новых владельцев и рынка повлечет за собой автоматическое создание рыночных институтов. Например, отсутствие внимания к корпоративному управлению в России объяснялось стремлением уменьшить провалы управления, закрывая глаза на провалы рынка ( Shleifer , Vyshny 1998, 11). В частности, эти авторы пишут: "Архитекторы российской приватизации были прежде всего обеспокоены отсутствием прав собственности. Именно поэтому они концентрировались на политике, предсказывая, что рыночные институты возникнут именно после появления частной собственности, а не иначе ( Shleifer , Vyshny 1998, 11). И далее: "Быстро разовьются из-за самой возможности получения и распоряжения прибылью такие поддерживающие корпоративное управление институты, как банки и рынки капитала" ( Shleifer , Vyshny , 1998, 254, note 4).

16. см. Vahcic , Petrin 1989
17. см.

см. Ellerman 1998 - дискуссия об аналогичных проблемах утечки капитала в результате ваучерной приватизации инвестиционными фондами.

21. см. Marshall 1897 о первоначальной постановке данной проблемы. Дальнейшая ее разработка содержится в работах Berle , Means , 1932, Roe 1994, Kaufman 1995, Stiglitz , Edlin 1995, Stiglitz 1982, 1985, 1987, 1994, Dyck 1999.

23. МФС была разработан Lynn Engstrand из PSDPS/World Bank

11. Библиография

Akerlof, George, William Dickens, and George Perry. 1996. The Macroeconomics of Low Inflation. Brookings Papers on Economic Activity 1: 1-59.

Berle, A. and G. Means 1932. The Modern Corporation and Private Property. New York: MacMillan Company.

Black, Bernard, Reinier Kraakman, and Jonathan Hay 1996. Corporate Law from Scratch. In Corporate Governance in Central Europe and Russia: Insiders and the State. Roman Frydman, Cheryl W. Gray and Andrzej Rapaczynski Ed. Budapest: Central European University Press. 2: 245-302.

Blanchard, Olivier and Michael Kremer. 1997. Disorganization. Quarterly Journal of Economics 112(4): 1091-126.

Coase, R. H., 1937. The Nature of the Firm. Economica IV (Nov.): 386-405.

Dyck, Alexander 1999. Privatization and Corporate Governance: Principles, Evidence and Challenges for the Future. Washington: World Bank. Mimeo.

EBRD (European Bank for Reconstruction and Development) 1998. Transition Report. London: EBRD.

Ellerman, David 1998. Voucher Privatization with Investment Funds: An Institutional Analysis. Policy Research Report 1924, Washington: World Bank

Gaddy, C. and B. Ickes. 1998. Beyond the Bailout: Time to Face Reality about Russia’s ‘Virtual Economy’. Foreign Affair. 77, 53-67.

Johnson, Simon and Gary Loveman, 1995. Starting Over in Eastern Europe: Entrepreneurship and Economic Renewal. Boston, Harvard Business School Press.

Kaufman, A., L. Zacharias, and Karson, M. 1995. Managers Vs. Owners. New York: Oxford University Press.

10(2): 25-44.
Roe, Mark J. 1994. Strong Managers, Weak Owners: The Political Roots of American Corporate Finance. Princeton: Princeton University Press.

Shleifer, Andrei and Robert Vishny 1998. The Grabbing Hand: Government Pathologies and Their Cures. Cambridge: Harvard University Press.

Stiglitz, Joseph 1982. Ownership, Control and Efficient Markets: Some Paradoxes in the Theory of Capital Markets. In Economic Regulation: Essays in Honor of James R. Nelson. Kenneth D. Boyer and William Shepherd Eds. Ann Arbor: U. of Michigan Press: 311-41.

_________. 1987. Principal and Agent. In The New Palgrave: Allocation, Information, and Markets. J. Eatwell, M. Milgate and P. Newman Eds. New York: Norton: 241-53.

_________. 1994. Whither Socialism? Cambridge MA: MIT Press.

_________. 1999a. Whither Reform? Speech at ABCDE Conference, World Bank, Washington DC.

_________. 1999b. Quis Custodiet Ipsos Custodes? (Who is to Guard the Guards Themselves?) Challenge. 42(6) November/December: 26-67.

_________. 1999c. Towards a New Paradigm for Monetary Economics. Milan: Mattioli Lecture (forthcoming).

Vahcic, Ales and Tea Petrin, 1989. Financial System for Restructuring the Yugoslavian Economy. In Financial Reforms in Socialist Economies. C. Kessides, King, Nuti and Sokil. Washington: World Bank: 154-61.

12. ГРАФИКИ

Рис. 1: Инфляция и Рост в Восточной Европе

Рис. 2: Структура иностранных инвестиций в 1994 г.*

* "Природные ресурсы" включают топливо и энергетику, черную и цветную металлургию, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность. "Обрабатывающая промышленность" включает химию и нефтехимию, машиностроение и металлообработку, строительные материалы и легкую промышленность.
Источник: Госкомстат

Previous post Next post
Up