Я продолжаю рассказывать о своем проекте "Любовь-Боль", который на самом деле набрал не 50, а 65 000 лайков и 25 миллионов зрителей.
Любой медиа-арт проект состоит из трех этапов:
Идеи,
Реализации и Продвижение. Сегодня я расскажу о Продвижении, то есть о том как показать реализованный проект зрителям.
Медиа-арт - это работа с информацией. Цель каждого моего проекта - стать вирусом, то есть, что бы он распространялся людьми в интернете. Для этого нужны материалы, которые будут распространяться - фото, видео и текст. Материалы нужно где-то опубликовать. Потом нужно подождать что бы информация начала циркулировать. И, в конце, надо узнать насколько успешно распространилась информация. Таким образом любая работа по Продвижению состоит из трех этапов: 1. Подготовка материала, 2. Посев и 3. Мониторинг.
Начнем по порядку.
1. Подготовка материала
Фото и видео - это важнейшая часть проекта, без них бесполезно делать что-то на улице. Потому что работа может быть уничтожена через несколько часов и рассчитывать на то, что придешь и сфоткаешь потом - нельзя. Поэтому документировать нужно весь процесс и результат. Для истории полезно сфотографировать и процесс подготовки (это пожалуй самое неприятное и отвлекающее дело на свете).
Производство фото и видео - всегда самая сложная часть моих проектов, потому что, во-первых, у меня нет фотоаппарата, а во-вторых, я почти всегда не могу снимать сам, т.к. обычно я что-то делаю в кадре. Поиск людей для документации проекта - это всегда нелегко. Но всё становится намного проще, когда рядом Женя. Потому что Женя фотограф, у неё есть фотоаппарат и одна ромовая баба способна сменить её гнев на милость. Женя пришла и забрала фотоаппарат в свои нежные руки и сняла 137 видео и 340 фотографий, включая такие шедевры.
Женя уехала, а я остался один на один со задачей отбора. Едва ли есть что-то более сложное, чем отобрать фотографии и сделать видео-ролик. Именно поэтому монтаж фильмов длится намного дольше, чем идет съемка. А отбирать фото или видео без понимания куда пойдут отобранные материалы вообще невозможно. Нужна цель, что бы придумать, как её добиться. При этом цель нужна с конкретным сроком, что бы не утонуть в собственных мыслях.
Когда мы были на Вечернем Урганте, мальчики, провожавшие нас в студию объявили, что у них проводится видео-конкурс на лучшее признание в любви. Лучший ролик покажут в эфире 14 февраля, а победителя позовут в студию. Это прекрасная цель, что бы идти к ней. Поэтому в последний день работ мы сняли много дублей поздравления с 14 февраля. При этом хитрый ход заключался в том, что это поздравление было не для влюбленных, а для кому 14 февраля будет не по себе - для тех кто пережил несчастную любовь, расставание и для тех кому не повезло. А таких людей невероятно много! Я понял это когда слушал дневной эфир Русского Радио. После того, как я послал Жене свои мысли, я грустил и как-то, сидя днем за компом,наткнулся на Русское Радио. Все песни там были про несчастную любовь. Исполнители пели так, как будто они разделяют со мной мою грусть, наверняка они тоже испытали в жизни что-то подобное. Слушать эти песни было невероятно приятно. Раньше я не замечал этого, видимо был не в том расположении духа, а теперь я понял Русское Радио. А ведь это - одна из самых популярных радиостанций в стране. Получается, что миллионы людей в России страдают от несчастной любви.
Цель ясна, я пришел в студию монтировать. Оказалось, что формат .MTS нельзя смонтировать в iMovie, который я знаю. А если конвертировать в .MOV, то теряется качество. Поэтому я монтировал в Adobe Premiere и, заодно, изучал его. Сначала просмотрел все видео по порядку - в голове образовалась каша, не понятно что с чем соединять. Есть видео в которых снят процесс, есть прохожие, есть несколько роликов сделанной стены. Поэтому решил сделать так - сначала видны буквы слова "любовь" по очереди, а потом всё слово целиком. Долго подбирал места склейки кадров. Наконец сделал. В конце получилось даже сделать отъезд камеры.
Саундтреком решил взять самые грустные отрывки песен про несчастную любовь. Нашел и скачал самые исполняемые песни Русского Радио: Полина Гагарина - "Нет", Николай Басков - "Ну Кто Сказал Тебе", Дмитрий Колдун - "Облака Бродяги", Глюкоза - "Возьми меня за руку", 30.02 - "Звезды в лужах", Елка - "Хочу" + не из топа, а просто хорошая песня в тему Алла Пугачева - "Я пою". Положил по очереди несколько песен в видео, появилось невероятная тяжесть, видео смотреть не хотелось. То есть песни были не для этого видео. Осознав это, я пошел самым простым литературным путем и вбил в поиск по аудиозаписям вконтакте запрос:"Love Pain". Прослушав несколько порожняковых мелодий, я наткнулся на приятнейшую песню Marlon Roudette - New Age (Love Is A Pain), я уже откуда-то знал мелодию, а звук пианино купил меня с потрохами (может быть потому что я обожаю играть на пианино). Добавил песню в видео. Видео заиграло, его стало приятно смотреть, а песня была как-будто для него и написана. Подтянул монтажные склейки к музыке, экспортировал видео, загрузил на
ютьюб и отправил в Вечений Ургант по всем возможным каналам связи. Потом подумал что можно попробовать сделать по-другому и начал делать ещё один вариант, более расширенный, со всем процессом реализации в хронологическом порядке. Скинул все видео, обрезал - получилось 3 минуты. 3 минуты - это целая вечность, когда видишь в плеере длительность 3 минуты сначала задаешь себе вопрос: "А стоит ли вообще смотреть это видео?" и только потом нажимаешь на плей. Для меня ориентир длительности видео, которое реально можно посмотреть в интернете - это 1 минута. Поэтому решил остановиться на первом варианте. Перепроверил ещё раз, как склейки ложатся на ритм, и эеспортировал видео.
В общей сложности я работал над роликом 3 дня. После работы я не выходил, а вылетал на улицу, полный энергии и просто бежал бегом или шел 4 остановки метро по холодному ночному городу. Монтаж видео - отличный способ производства дофамина.
Я шел по улице и тут, как это обычно бывает во время ходьбы, меня осенило, видео должно называться "Любовь на расстоянии". Потому что Женя уехала и вот теперь мы на расстоянии, а ещй потому что в видео удалось показать изменение смысла которое происходит когда человек приближается к надписи - сначала видна Боль, а приближаясь Любовь.
Click to view
А фотографии я не разбирал и не обрабатывал до тех пор, пока моей целью не стало написание
поста в ЖЖ про Реализацию. Несколько дней пытался сделать серию, потом плюнул на это решив, что сначала напишу пост, а потом вставлю в него необходимые иллюстрации. В итоге целый день ушел на кадрирование и обработку фотографий. Главная трудность - выставить баланс у целой серии. Главное открытие - режим мануал нужен для того, что бы не заниматься потом сексом в фотошопе. Спасибо, господи, за то, что ты создал людей, которые придумали инструменты Auto Tone и Auto Colour.
2. Посев
Некоторые художники для того, что бы донести свои идеи делают выставки. Но жизнь не стоит на месте. Сегодня все сидят в социальных сетях и нет никакого смысла ставить препятствия в получении информации - заставлять своих зрителей идти в музей и покупать билет. Есть дела поважней похода в музей. Поэтому я со своей работой должен сам идти к людям - туда где они живут - в город и социальные сети. В городе работа уже находится, теперь осталось проникнуть в социальные сети. Для этого нужно опубликовать материалы о работе. Где публиковать? Везде где опубликуют, нужно захватывать как можно больше площадок, получить доступ к самой широкой аудитории, что бы найти своего зрителя. Вообще такого рода деятельностью занимаются специалисты по PR. PR специалист занимается тем, что знакомится с журналистами, узнает их контакты, посылает им пресс релизы перед событиями, после событий, звонит и узнает получили ли журналисты информацию, договаривается о интервью и участии в программах. В идеале пиарщик максимально облегчает работу журналиста - попросту пишет весь материал за него. Я мечтаю о PR-специалисте. А пока справляюсь сам.
Отправив видео в Вечерний Ургант, я подумал о том, кому ещё будет интересен мой проект, и зашел на сайт газеты METRO. Я люблю по утрам читать METRO и до сих пор помню, как меня поразил их осенний номер с фотограйией проекта-победителя стрит-арт фестиваля MOST во всю обложку. Надо полагать, что они любят и понимают уличное искусство. Зашел на сайт и изучил их
удивительную историю успеха, потом перешел в раздел редакция и отправил письма с фотографиями, видео, небольшим текстом про "Любовь-Боль" и моими контактами во все разделы, которые мог заинтересовать мой проект. Через некоторое время мне позвонила девушка и спросила, что означает моя работа? Я рассказал. Совсем не просто рассказывать вот так вот сходу о своей работе. Потом она позвонила ещё раз и спросила кто автор фото. Я сказал, что автор фотографий Евгения Бердникова. Потом уточнил напечатаете ли вы этот материал, она сказала - да, в завтрашнем выпуске. Было радостно, но не верилось что это действительно произойдет, потому что на часах было 19:00.
Ночью я отправил около 30 сообщений администраторам групп вконтакте. Сначала отправил в группы по Стрит-Арту, потом в большие группы типа Шедевры рекламы, потом в группы по искусству, потом вбил в поиск по сообществам слово Любовь - оказалось что есть много групп именно про любовь и написал им.
Открыл твиттер и поздравил с праздником всех влюбленных 200 пользователей твиттера с самым большим количеством подписчиков, прикрепив к сообщению ссылку на видео. Потом отправил ещё сообщений 200 с поздравлением и прикрепленной фотографией.
Утром 14 февраля я стал рассылать сообщения с видео, фотками и таким текстом: "Я медиа-художник из Москвы TimurPROSTO. Моя новая работа "Любовь на расстоянии" о том, что далеко не для всех людей слово Любовь - это приятное и позитивное понятие" во все известные мне СМИ, которые могут заинтересоваться стрит-артом: конечно же ADME, компании администрирующей несколько больших групп вконтакте, в камеди клаб (на почту для смешных фотографий), в Ленту.ру, Коммерсант, Новую Газету, Большой Город, блогеру Оттенки Серого, Артемию Лебедеву, депутату Дмитрию Гудкову (потому что он уже ретвиттил мой
плакат). Написал отдельное письмо в издания и организации занимающиеся современным искусством: Colta.ru, Артгид, Артхронику, ЦСИ Гараж, ММСИ, The Village, Winzavod Art Review. Отдельное письмо отправил в Partizaning.org.
Опубликовал
видео в разделе PUBLIQUE на Look At Me, в ЖЖ, вечером у себя
на странице вконтакте, а в фэйсбуке опубликовать забыл.
Раньше я писал стихи, которые никто не читал. Конечно я получал удовольствие от того, как текст складывается в размер, от того, когда читал вслух маме и бабушке придуманную мной хитрую игру слов. Потом выкладывал стихи вконтакте, где их едва ли читали пятеро из 20 моих близких друзей и я получал пару лайков. Эта ситуация меня совершенно не устраивала. Поэтому я решил что-то изменить. Во-первых, сменил литературный жанр стихов на визуальный - фотография с текстом и видео с текстом. Во-вторых, стал публичен в социальных сетях. И, в-третьих, стал рассылать материалы о своих проектах. То есть важно не только сделать проект, подготовить материалы к нему, но распространить информацию, по каналам, по которым информация распространяется.
Многие отечественные художники или не осознают важность PRа и не работают с прессой целенаправленно, полагаясь на волю случая. Хотя есть из этого правила и вполне успешные исключения. Например, Тимофей Радя - после реализации проекта звонит и рассказывает о своих проектах знакомым журналистам. Олег Воротников из группы "Война" утверждает, что с тех пор как с ними стал сотрудничать полит-технолог Плутцер Сарно они вышли на качественно другой уровень. Акцию "Хуй в плену у ФСБ" в живую видел только сторож моста, а на следующий день, весь интернет был в фотках вставшего моста. Петр Верзилов рассказал мне, что на акции Pussy Riot присутствовали специально приглашенные представители больших информагентств - фотографы, которые имеют возможность добавлять фотографии в информ ленты, которые мониторят все СМИ. Иностранные медиа-художники в этом плане гораздо адекватнее отечественных, они вполне спокойно оперируют термином "Медиа стратегия". Как рассказал мне Артур ван Бален из "Tools for Action" ( ребята делают гигантские надувные объекты), обычно медиа-стратегия - это список e-mail рассылки по сми и информагентствам (типа Reuters). Перед каждой акцией обычно шлют как минимум 3 волны пресс-релизов - за 2 недели, за неделю и за несколько дней, чем больше - тем лучше. Делая совместные акции участники объединяют не только свои усилия по производству работ, но и силы по продвижению информации - обмениваются списками и увеличивают тем самым свои шансы на попадание в медиа.3. Мониторинг результата.
Первой опубликовала фотографию
Женя. 14 февраля наступило почти сразу после того, как часы пробили 12.
Утром я закончил делать рассылку в 11:00. При том, что газету METRO на Юго-западной обычно разбирают в 10:00. Сначала подумал, что ну и фиг с ней с газетой - напечатали так напечатали, нет так нет. Потом решил, что упускать шанс увидеть себя в газете нельзя и пошел к метро. У метро стоял дед и держал газету, оказалось, что он только что достал её из урны и там есть ещё. Достал себе экземплярчик, с отвратительным ароматом окурков. Спустился в метро, перелистал газету - фотографии нигде нет. Зашел в поезд, перелистал ещё раз - ничего. Смотрю, а газета-то вчерашняя. Быстро выбежал из вагона. В голове созрел план. Я пошел на противоположную сторону платформы, где поезда прибывают на конечную, дождался поезда, внимательно вгляделся в прибывающие вагоны и зашел в тот, в котором на полу лежала газета. Взял, вышел, открыл газету. Да есть же! Большая фотография на второй странице. Дождался ещё двух поездов и собрал 5 газет. Конечно я ждал, что меня начнут узнавать, ведь я в той же самой куртке, как на фотографии, но никто так и не подошел, что бы сфотографироваться, поэтому я сфотографировался с собой сам.
После моих аттак на твиттер я получил 8 реплаев и 3 ретвитта:
Видео опубликовали на своих страницах 3 группы про стрит-арт.
Всё, больше видео никто не опубликовал. Вообще неплохо, подумал я - Женя запостила, 3 человека ретвиттнули, Газета METRO московская опубликовала и 3 группы про стрит-арт.
А через 2 дня я получил сообщение от знакомой с постом из группы
We Love Russia:
Я был рад, что кто-то заметил мои труды и пошутил в ответ: "вирус удался". Потом получил ещё сообщение, ещё, и ещё и ещё раз. И ещё несколько раз. Сосед показал мне картинку в ленте своей подружки, знакомая рассказала, что картинка добралась уже до её маленького города. Наконец я увидел фотографию своей работы в фэйсбуке. Похоже что вирус действительно удался.
Несколько дней занял поиск и систематизация всех публикаций, которые можно было найти. Сделать это было достаточно просто, потому что вконтакте недавно ввел поиск по постам и комментариям, а в большинстве постов находился хотя бы 1 человек, который камментил фотку словом "
боювль". В результате у меня теперь есть подробная хронологическая таблица всех публикаций. Вот основные:
Первой мою работу опубликовала 9 февраля в 15:20 моя соседка по Юго-Западной, поэтэсса и стрит-артистка
Саша Трогательно.
Именно она
запостила фотку на сайт We love Russia, откуда та попала в их группу вконтакт. Саша даже хотела найти меня и в итоге действительно нашла.
Эта же фотка спустя 2 месяца была
опубликована в группе интернет канала "Спасибо Ева" - "
Эдем".
Вечером того же дня (9 февраля 23:49) фотографию опубликовала
Татьяна Голованова. Она первой обратила внимание на свободу трактовки.
Оказывается 14 февраля фотографию "Любовь-Боль" опубликовала не только
Московская газета METRO тиражом 450 000 экземпляров, но и
METRO Пеитербург, тиражом в 330 000 экземпляров. Правда кадрировали они фотографию странновато.
По данным TNS Россия суммарная аудитория Московского и Питерского номеров газеты составляет 1,9 млн человек, то есть один номер читает больше двух человек. Можно предположить, что аудитория номера за 14 февраля была больше 2 миллионов, т.к. номер был специальный - с акцией попади на концерт к Джастину Биберу. Спаибо Джастин!
Look At Me 2 раза включали пост с видео поздравлением в свою еженедельную e-mail рассылку 15 и 22 февраля.
Аудиофилы из группы
Ваши уши. Мои звуки 14 февраля в 20:14 иллюстрировали подборку из 8 грустных песен специально заготовленной фотографией.
И вот наконец нетленки. 17 февраля в 17:30 в группе
Уютненькое Луркоморье | Lurkmore появилась уже ставшая класскикой, черно-белая заблюреная по краям фотография, за авторством молодого лайкхантера
Евгения Снытикова.
Едва ли кто-то сделал для продвижения проекта больше чем Евгений. Он не только заебашил фото, обработал его в стиле безысходности, Женя наверняка знал что делает и разослал фото по всем хорошим и годным группам. С его легкой руки кроме Луркоморья эту фотографию опубликовали еще в 28 группах (по ссылкам посты с фотографией):
1.
Бешеные Панды Умирают Стоя ™2.
The end3.
Лепра4.
Слегка упоротая редакция5.
Hikikomori6.
безысходность7.
Art and Life ©8.
Черная философия9.
F A C T U R A - арт блог10.
Больше, чем просто факты11.
Тупокайф!12.
Необычные Вещи13.
Философия | Психология | Саморазвитие (бывшая группа про доктора Хауса)
14.
pikabu.ru (это не группа, а целый сайт)
15.
безысходность (другая)
16.
Люди. Великие этого мира.17.
мир вам , ублюдки (какая прелесть)
18.
Социофоб19.
ТИПИЧНАЯ ВЛЮБЛЕННАЯ БАБА ❤ (мимими)
20.
Плохие21.
▲Это жизнь,бро ✔²º¹³22.
Art - Fuck The World ©23.
Сила мышления24.
Woman Online - журнал25.
Необычное из обычного26.
Бывший▲27.
Трудный возраст (ребята взяли и сделали фотографию чуть менее безысходной)
28.
Институт Злых Гениев Первая публикация 17 февраля, последняя - 12 апреля.
Общее количество подписчиков у всех этих групп - 13,4 миллионов человек.
Эта фотография набрала в сумме 38 227 отметок "мне нравится".
Браво,
Женя!
Тем временем 20 февраля в группе
Мне нравится на фэйсбуке появилась такая фотография.
Автора установить не удалось, очевидно только, что он в курсе про инстаграмм и безысходность. Это фото стало вторым классическим образом Любви. И тоже прекрасно разошлось. Особенность фэйсбука в том, что там прожигают жизнь разного рода селебрити, которые своими перепостами сделали мне приятно, а так же запустили фотку в свою информационную сферу.
Дизайнер и арт-директор студии Артемия Лебедева
Эркен Кагаров одобряет.
Режиссер
Кирилл Серебренников, кажется, ощущает то же, что и я.
Современный художник
Дмитрий Врубель одобряет.
Современный художник
Гор Чахал наслаждается, а в комментариях ОЛЕГ-LOVE Устинов представляет меня.
Поэтэсса
Елена Фанайлова оценила слово.
Модный Нью-Йоркский фотограф
Павел Антонов попытался передать смысл одного русского слова одним английским предложением.
Фото просочилось и вконтакт. Его кинула себе на стену владелица известного игорного дома
Лёля Собенина.
Вода точит камень. 25 февраля, через 18 дней после создания, "Любовь-Боль" вышла в февральской подборке "Стрит-арт месяца" от ADME.RU.
Первый пост в подборке! Впервые фото вышло с указанием авторства: "Москва. Россия Timur PROSTO". Просто сказка! Не зря я писал письма в редакцию. Кстати, в медиаките эдми утверждается, что на сайте бывает 2 000 000 уникальных посетителей в месяц.
Пост про самый крутой стрит-арт февраля в
группе ЭДМИ вконтакте иллюстрировала моя фотография.
А в фэйсбуке не моя, поэтому этого поста тут нет.
Этот пост в
Шедеврах рекламы показал мне сосед, когда я её спал. Я сказал: "Ну наконец-то!"
Непонятно только почему пост коллективный. Справедливость восторжествовала в том, что "Любовь-Боль" набрала 2056 лайка, а следующая по популярности картинка из серии "Злые панды" - всего 528.
Редакция Tiger Milk искупила свою вину, только тогда когда я увидел этот пост в
ненастоящей группе Esquire (настоящая группа журнала не такая популярная).
Шесть тысяч триста девяносто девять лайков! Это абсолютный рекорд этого проекта.
Кроме этих групп эта фотография опубликовали:
@tschelovek72 (Твиттер солиста группы Animal Jazz Александра Красовицкого)
Группы вконтакте:
1.
Ψ Психоделические Мультики Ψ2.
Местный колорит3.
One Million Used Condoms4.
#ФАЧ5.
EBLAN KINGDOM6.
KudaGo - куда пойти? Москва. Самое интересное в Москве! (с указанием авторства)
7.
Москва: Инструкция по применению.8.
Знаете ли Вы? (с указанием авторства)
9.
Подростки (с указанием авторства)
10.
5 полезных советов11.
Брат Дрим (чувак судя по всему основал собственную веру, а заодно сделал из фотки розовый демотиватор)
12.
● Макс Фрай ● Итого 25 публикаций с 20 февраля по 2 апреля.
Суммарное количество подписчиков 7,7 миллионов человек.
Посты с этой фотографией набрали 19 424 лайка.
26 февраля на
pikabu.ru был опубликован такой неканоничный снимок.
11 апреля ещё одно цветное отступление от канона - группа
АДдикция вконтакте.
И наконец нормальные фотки, где есть люди и есть фон.
Инстаграм "alena56"
Ванька Frickoff вконтакте
Ещё я несколько раз опубликовал Любовь-Боль у себя вконтакте и фэйсбуке, когда выкладывал посты про
Идею и
Реализацию проекта, и выложу ещё раз, когда буду публиковать этот пост про Продвижение.
Социальные сети дают возможность найти увидеть тех, кому понравилась моя работа. Я решил воспользоваться этим и каждый день я добавляю в друзья людей, лайкнувших какую-то из этих фотографий. Отправляю при этом Сообщение: "Привет! Тебе понравилась моя работа "Любовь-Боль", а вот её видео-версия" и прикрепляю видео "Любовь на расстоянии". У разных групп совершенно разная аудитория. У
Шедевров рекламы - малообщительные люди с 50 друзьями, в
Типичной влюбленной бабе - маленькие девочки, которые все как один на мое сообщение отвечают "знакомы?". Особенно приятные люди ожидаемо оказались в
группе ADME - общительные и творческие, поэтому я добавил уже все 1 826 человек, лайкнувших фотку. Сейчас я добавляю людей из
Эсквайра.
Таким образом количество друзей вконтакте удалось увеличить на 1000 человек, а так же немного популяризовать видео. Оно сейчас имеет 1 698 просмотров вконтакте
И 987 просмотров в ютьюбе. Это странно, потому что вконтакте не оригинальное видео, а видео встроенное с ютьюба.
Итог таков всего с 9 февраля по 17 апреля было создано 88 публикаций с 19 разными фотографиями и одним видео проекта "Любовь-Боль". Потенциальное количество зрителей проекта составило 23,5 миллиона человек. 88 публикаций на популярных страницах собрали 61 361 лайк.
На самом деле зрителей и лайков намного больше, потому что есть ещё 5 580 перепостов, которые удалось обнаружить в 30 публикациях. Для того что бы увидеть количество перепостов нужно пролистать ленту до самого поста, а через 2 месяца после публикации сделать это почти невозможно. А не перепостов, а просто публикаций фотографий работы на страницах вообще невозможно сосчитать.
Думаю что можно с уверенностью сказать о 25 миллионах потенциальных зрителей и 65 000 лайков. То есть мой предыдущий рекорд в 612 лайков плакату "
Сидишь за компом, смотришь это фото" уверенно побит.
И напоследок - комментарии. Это чертовски интересно, а на улице их не услышишь. Обратите внимание на каммент Владимира Добровинского, который перевел проект на английский.
Вот такая вот история создания, воплощения и продвижения моего медиа-проекта "Любовь-Боль".
Всем боювль!
Другие мои проекты:
PROSTO plakat,
PROSTO poet,
PROSTO slova,
PROSTO street,
PROSTO video,
PROSTO не умею рисовать