Вторая из июньских выставок в Пензенской картинной галерее - художник и скульптор Владимир Курдов, выставка к его столетию. Участник войны, он так и не вернулся с войны - ментально он там, и это там не время его молодости, а взгляд умерших, он смотрит глазами своих однополчан, из того времени на наше. И потому взгляд мертвеца и окружающих видит мертвецами. Наглядней всего это в автопортретах:
Сразу извинюсь за некачественные фотографии - картины очень темные, краски намеренно грязные. Рамы на большинстве картин самые простецкие, к тому же крашены в черный цвет, как будто специально в картине не должно быть красоты. Похоже, что это сознательная позиция художника.
Следующая картина называется "Невеста".
Разве что для портрета внучки взял краски поярче-порадостней.
Как и положено советскому художнику, есть портрет Ленина. Редкостным упырем изобразил, умел.
А вот Сталин вполне нейтральный получился.
Несколько картин непосредственно на военную тему.
Много небольших картин-почеркушек, почти этюдов. Очень мне вот эта нравится:
Для изображения женщин даже свою грязную гамму меняет на что-то яркое (ну, по сравнению с остальным).
Букеты-натюрморты, у любого художника найдутся. И у Курдова тоже.
И не изменяет своей грязной гамме даже ради цветов.
Следующий портрет я сфотографировал раза три. Ели вам кажется, что кадр нечеткий (возможно, это так), то уверяю, что оригинал не более четок.
Если поискать ярлык в истории искусства, то эти картины - экспрессионизм. Эта живопись не изображает, а выражает. И выражает взгляд мертвых на нас, живых. Мертвецы видят то, что им соприродно, образы умирания и тления. Они и рады бы увидеть жизнь, даже желают этого, но оптика не подходит. И Владимир Курдов дает им если не голос, то взгляд. Такое ощущение, что свои картины он писал для них - для павших друзей-однополчан. Такой некроэкспрессионизм.
. . . . . . . . .
Любопытно получилось сочетание этих двух выставок в одном пространстве - вся такая яркая живая посюсторонняя Татьяна Пентюх и мрачный мертвящий потусторонний Владимир Курдов. Однако есть поле для сопоставления - это фигуративное искусство, изводы реализма. Хотя и диаметрально противоположные.