В июне еще сходил в Пензенскую картинную галерею посмотреть выставки. Было две выставки, в некотором отношении противоположные. Сегодня напишу о первой из них.
Персональная выставка пензенской художницы Татьяны Пентюх - натюрморты и портреты, ее картины со сборных выставок не раз уже бывали у меня в постах, внимательные читатели узнают виденное на этих снимках:
Подсказка: см относительно недавний пост о
выставке портретов.
Она хороший портретист. У иных художников портрет инороден - когда пишут выдуманных персонажей, все хорошо и гармонично, а как решат написать "с портретным сходством", то это желание сквозит в каждом мазке краски. Сходство-то есть, но живого человека за этой схожей внешностью не чувствуется. А вот Татьяна Пентюх умеет изобразить живого человека как живого человека, особенно женщин.
Отдельно можно рассматривать ее семейные портреты, точнее портреты ее мужа, весьма успешного пензенского художника Владимира Пентюха, и их дочери. Начнем с мужа, она много его писала (фактура выигрышная, что тут скажешь).
(Последний портрет я вставил не за качество работы, а потому, что узнал книжку, которую он читает. Для художника прям самое то.)
Ну и дочь - ее она писала в разном возрасте, видим как растет.
Есть и автопортреты, но не масло, карандаш. Тут же муж и дочь.
Пожалуй, стоит перейти от портретов к натюрмортам. У нее очень яркие, живые, радостные натюрморты.
Такая абсолютно посюсторонняя живопись, с такими картинами радостно жить в одной комнате.
И все они - антиимпрессионистичны. На ее картинах яблоко красное, листва зеленая, небо синее. Все предметы окрашены в тот цвет, что им присущ. Она рисует мир как он есть, а не как мы его видим (собственно, что такое импрессионизм как не исследование психофизиологии зрения?). Понятно, что это столь же условная позиция, как и любая другая в искусстве. Но позиция, требующая немалого ремесленного мастерства, что всегда вызывает уважение.
Портреты большие, представительные, натюрморты наоборот, невелики. Полагаю, размер определяется рынком. Каждый захочет, если уж портрет на заказ, то чтоб производил впечатление (портреты мужа и дочери часто как раз невелики). Ну а натюрморты пишутся не под заказчика, потому такого размера, чтобы проще продать. Я так думаю.
Выставочное пространство ПКГ состоит из двух больших залов и коридора на первом этаже (на втором этаже постоянная экспозиция). Эта выставка занимала один зал и половину коридора. Во втором зале и остатке коридора была другая выставка, в некотором смысле противоположная по всему, но о ней в другом посте.