Jul 23, 2024 18:47
Книга семьсот тридцать пятая
Ханс Магнус Энценсбергер "Гибель Титаника" (Hans Magnus Enzensberger "Der Untergang der Titanic", 1978)
СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2019 г., 134 стр.
Подзаголовок этого сочинения "Комедия", но не ха-ха-ха, а в смысле Данте - "поэтическое произведение среднего стиля с устрашающим началом и благополучным концом". На самом деле здесь все не соответствует истине: тут нет внятного сюжета, так что ни начала, ни толком конца. Что до "поэтическое произведение", то это еще более сомнительно, потому что тут от поэзии? Есть ли хоть строка, которая звучит как поэзия? - нет такой. Есть ли внятная поэтическая форма? - тут проще показать:
Что есть современная поэзия?
Это не рифмы, это не ритм, это не размер, даже не звукопись - все это из нее изгнано.
Из поэзии изгнано все поэтическое ремесло -
ну так современные поэты и не ремесленники.
Кто же они? Может, пророки?
Нет, и это мимо.
Пророческая речь значима, пророк говорит как власть имеющий.
Власть над душами имеющий.
Такую речь не подделаешь, она довлеет сама себе.
Разве таков современный поэт?
(И то сказать - современный! уже три четверти века как)
Нет, современным поэтом может быть любой;
как пела Умка, "музыкант может даже не быть музыкантом,
музыкант никому ничего не должен".
Поэт также. Ни формы ни смысла,
ничего не оставил поэт, кроме
кроме.
Лишь две вещи всего, лишь две вещи.
От формы - только строку.
Поль Клодель написал когда-то, что строка стиха тем отлична от прозы,
что заканчивается раньше края бумаги,
потому что свое все она сказала.
Так писать хоть кому не мудрёно -
знай себе разбивай свои фразы,
если ритм тут поймаешь, совсем не поэт ты -
современный поэт ремеслом не владеет.
И вторую вещь себе поэты оставили -
личный взгляд, предельную субъективность.
А поскольку в душе ничего примечательного не находят,
то выплескивается все это обилием бытовых деталей,
часто с кем и когда поэт пил кальвадос.
. . .
Удивляет в этом одно лишь -
иногда и в таких стихах поэзия дышит.
Но не в этой книге, нет,
не в этой.
Книги 8