Органный концерт "Об барокко до современности", Дарья Сидорова

Jun 22, 2024 00:01

Все-таки очень хорошо, что в Пензе в филармонии есть орган, и, как говорят музыканты, неплохой. Ради этого инструмента в наш город заезжают музыканты, так что органные программы гораздо разнообразнее остальной академической музыки (прямо скажем, очень бедно с ней). Конечно, половина этих органных концертов этакая "золотая классика" - если помните, в эпоху CD были такие диски с окрошкой самых популярных классических пьес. Собственно, и этот концерт по названию - "От барокко до современности" - вполне мог оказаться такой окрошкой. Но я человек ученый и смотрю на программу концерта, а не на его название.

Однако сначала скажу об исполнительнице - саратовская органистка Дарья Сидорова, лауреат всероссийских и международных конкурсов. С интересными программами к нам часто приезжают молодые исполнители (ей нет и тридцати по виду), Пенза настолько провинциальна в музыкальном плане, что сколько-ньть известным классическим музыкантам как-то не с руки сюда ехать, а молодым не до выбора еще. Можно утешать себя, что вот он шанс послушать будущего мастера - и надеюсь, что это не совсем пустая надежда. По крайней мере, к музыке она подходит серьезно, по уму концерт составлен.

Четыре композитора и четыре произведения.

Первый номер программы - английский композитор конца XVIII-начала XIX вв Simon Wesley "Voluntary" op. 6 №1. Раньше я этого композитора не слышал, да и не особо стоит - местами очень неуверенное сочинение. Впрочем, первый номер программы я еще не разблокировал уши и музыку почти не воспринимаю, так что не верьте мне на слово и просто послушайте сами - вот на ютубе нашлось это сочинение https://youtu.be/trd9p_KtUnk?si=C29iYy7mOCUG7Blf

Зато вторым номером программы был И.-С. Бах, его знаменитая Пассакалия и фуга c-moll, BWV 582. Впервые я услышал ее в студенческие годы в большом зале Московской Консерватории, исполнителя не помню. Это было совершенно сшибающее с ног впечатление, вообще не представлял, что музыка такая бывает. Но орган такой инструмент, что слушать надо вживую, в записи совсем не то. Помню, купил тогда пластинку с этой пассакалией (благо, в Москве в "Мелодии" на Ленинском проспекте был выбор классики), послушал - нет того впечатления.
А вот на этом концерте снова было. Конечно, нельзя дважды впервые услышать одно сочинение, да и несколько лет назад звучало на одном из концертов. Но по-прежнему впечатление производит, гениальное сочинение! Как всегда, одно из исполнений, что есть на ютубе - https://youtu.be/zzBXZ__LN_M?si=Fie965JcWeOTCjCY Но это больше напомнить, слушать, разумеется, надо вживую.

Третьим номером был Ш.-М. Видор Симфония №6 g-moll, op.42/2. Французский композитор и органист Шарль-Мари Видор хорошо знал органную музыку Баха (он совместно со своим учеником Альбертом Швейцером подготовил новое издание органных сочинений Баха), знал, как она устроена, и в своих сочинениях прям-таки ставил себе цель "сделать не так, как Бах", причем не тупо противоположно, а перпендикулярно. Он искал и нашел сочинять для органа так, что, во-первых, это именно органная музыка, лучше всего раскрываема именно этим инструментом, и во-вторых, она написана так, как Бах не стал бы писать. Видор считается романтиком, но если учесть, как потом развили его направление его ученики, прежде всего Морис Дюрюфле, то это несколько особенный романтизм.
Я написал "сделать не так, как Бах" и это звучит не очень - как будто Видор хотел прежде всего оригинальничания. Нет, тут дело еще чисто в техническом аспекте - как раз произошла революция в построении органов и орган получил новые выразительные возможности. Музыка Видора это не в последнюю очередь исследование и освоение этих новых возможностей, хотя меня не оставляет чувство, что он специально изгонял геометричность баховской музыки.
На ютубе нашлась эта симфония (это такой необычный жанр видоровский - органные симфонии) - https://youtu.be/2H-qWAF61AY?si=Cwqv82wr-6y3W8hz

И последний номер программы концерта, отвечающий за современность - О. Мессиан Медитация «Бог среди нас» из цикла «Рождество Господне». Та еще современность, почти вековой давности - написано в 1930-х. Впрочем, музыка Мессиана авангардна и немелодична, так что если "современность" понимать как "слушать можно только прикладывая усилия", то все Ok (а кто сказал, что так неправильно? есть музыка для отдохновения, а есть музыка для напряженного постижения, и нужны обе).
Эта пьеса, прозвучавшая после Видора, наглядно высветила парадоксальное: музыка Мессиана столь же геометрична, как и музыка Баха. Тут подойдет сравнение с архитектурой - и у Баха и у Мессиана несущие конструкции не скрыты, а выставлены напоказ, хотя и изящно декорированы. Вернее, у Баха они декорированы изящно, у Мессиана никакого изящества и это скорее буйство контролируемого хаоса, но и там и там в основе внятная и надежная конструкция. Этот параллелизм был для меня открытием этого концерта. Хотя я помню другой концерт в том же зале на том же органе лет восемь назад, тот концерт состоял из музыки Баха и Мессиана, причем их сочинения перемежались - тогда я увидел их контраст, а на этом концерте увидел сходство.
Ну и ссылка на ютуб, не будем нарушать традицию - https://youtu.be/yXUMWz38src?si=C2KuJWHJNkMov1T4

Как вы понимаете, ютубовые ссылки тут чтобы ознакомиться с произведениями, но не с конкретным исполнением - музицирование Дарьи Сидоровой я слушал вживую и очень надеюсь, что она как-нибудь снова заедет в Пензу поиграть на нашем органе. И привезет еще какую интересную программу - в этот раз получилось очень даже.


Музыка

Previous post Next post
Up