Скульптуры Степана Эрьзи

May 05, 2024 21:27

Пару недель назад на денек ездил в Саранск - так, на экскурсию, но в основном чтобы посмотреть скульптуры Степана Эрьзи, великого скульптора. Не знаю, кто с ним сравнится в деревянной скульптуре, особенно его аргентинского периода (с 1927 по 1950 г), когда он открыл для себя дерево кебрачо (название переводится как "ломай топор", очень прочная древесина).

Вот одна из его работ того периода:




В большинстве случаев я не буду приводить названия - как правило они не слишком значимы (впрочем, на снимках старался их оставлять). Его работы в большинстве - женские портреты, чаще обобщенные. Очень любопытно обнаружить носы как на барельефах майя:



Но начинал он с менее экзотических материалов. Родился Степан Дмитриевич Нефедов (да, именно такая у него настоящая фамилия, Эрьзя это псевдоним, чуть измененное название его народа - эрзя, один из мордовских народов) в 1876 году в мордовском селе, учился на иконописца, потом в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1902-1906 гг). С 1906 по 1914 живет во Франции, потом возвращается в Россию.

Скульптуры этого периода еще не деревянные, вот, к примеру, из бетона.





Работал и во вполне традиционном мраморе.





Скульптура это трехмерный объект, и потому может зависеть от точки взгляда, ну и от освещения тоже. Особенно сильно это различие видно в "Калипсо", существенно меняется выражение при взгляде с разных ракурсов:





Скульптуры, вообще говоря, предназначены для рассматривания со всех сторон, с 360о. Но не всегда - мраморы выше не случайно поставлены у стены, нет большого смысла смотреть на них сзади. Позже мы увидим, что большинство работ Эрьзи такие - незачем смотреть сзади. Но и в традиционную скульптуру 360о он тоже умел - вот хот бы "Леда и лебедь":





Это уже дерево, как и "Летящий", сделанный из кавказского дуба.



А вот дальше скульптуры аргентинского периода из дерева кебрачо - очень красивый материал, идеально подходящий для скульптуры стиля модерн, предполагающей растительные мотивы, которые тут идут от самого материала.

Большинство этих скульптур я бы назвал горельефами - угол обзора для них примерно 120о, редко 180о. Вот посмотрите:







Последний ракурс уже неинтересен, верно?

Но делал из этого дерева он и вполне традиционные скульптуры:















Скульптуры этого периода не портретны, это обобщенные и идеализированные женские образы, часто с яркими национальными чертами.











Признаюсь, всегда мечтал иметь у себя деревянную скульптуру, чтобы иногда вертеть ее в руках. Скульптура как 3d-объект предполагает не только визуальный, но и тактильный контакт (не зря у городских бронзовых скульптур до блеска натерты некоторые части); мой друг-скульптор так вообще считает, что скульптуру надо смотреть руками. От себя добавлю, что деревянную скульптуру - особенно: почувствовать гладкость полировки, почувствовать, как она вбирает тепло твоей руки. Да, да, я понимаю, что трогать руками музейные экспонаты запрещено, тем более что это для них вредно - жирные кислоты ладони разрушают и дерево, и мрамор. Но как же трудно удержаться!







Впрочем, не все у него одни женщины. Вот есть такой роскошный "Колобок".



и "Бабя Яга", которую он углядел в куске дерева.



А это "Дьявол", т.е. Князь мира сего. Интересно, как он догадался, что этим миром правят рептилоиды?





Автопортрет.



и "Христос" - в образе Христа он также изобразил себя.



Теперь возвращаемся к более известным (и выигрышным) женским портретам. Это, наверное, самая известная его работа:











Ну и под занавес - его живописный автопортрет (французского периода, емнип).



В музее имени Эрьзи выставлены не только его работы, но о картинах как-ньть в другой раз. Хотя одну картину показать хочу:

И.И. Сидельников "Степан Эрьзя", 1996 г.



Любопытно, что на стеллажах у него за спиной лежат не женские портреты, а какие-то демонические мужики. Мне вот стало интересно, а где еще есть работы Эрьзи? Несколько в Третьяковке, несколько в Русском музее (основное собрание все же в Саранске), но за годы жизни в Париже и тем более в Аргентине он ведь продал много работ. Интересно было бы глянуть на них, хотя бы фото.

Ну и памятник Эрьзе перед галереей.



Кста, в книжной лавке при галерее продавался его альбом - толстенный, с отличной печатью, весил, наверное, килограмм пять, и стоил всего три тысячи (явно спонсированное издание). Но покупать я его не стал - во-первых, у меня есть его альбом, пусть и не такой хорошей печати (но по меркам 80-х это была отличная печать), но во-вторых я открываю альбомы только в момент покупки и потом они годами стоят на полке мертвым грузом. В прошлый раз я был в этом музее примерно тридцать лет назад, чуть больше - полагаю, этого визита мне тоже надолго хватит. Если уж захочу посмотреть снова, то сяду на электричку и доеду до Саранска, а альбом пусть купит кто другой, кто его хотя бы откроет.

Искусство

Previous post Next post
Up