Вроде три с половиной часа - много. Но вот начал смотреть первый акт - коронация Аменхотепа - а он оп! и кончился. 50 минут как не бывало. Музыка Гласса такая зацикленная, вроде одна фраза повторяется (минимализм как он есть); повторяется, повторяется, потом минуты через две чуть изменилась - и дальше по циклу. Слушать это просто слушать - скучновато; а вот если еще смотреть, то самое оно: эта зацикленность в музыке в сочетании с поступательным движением на сцене совершено меняет восприятие - ты видишь, что начавшееся движение не может быть бесконечным, оно имеет вполне видимый предел, потому и музыка сменится; повторение, если видишь, что оно скоро поменяется, уже не совсем повторение. Движения на сцене медленные, кроме жонглеров - отличная, кстати, идея, пригласить жонглеров в оперу. Повторяющийся паттерн жонглирования отлично ложится на циклическую музыку Гласса. И это сочетание совершенно выключает из потока времени - настоящий ритуал творится в своем магическом времени.
Как известно, Эхнатон был не просто фараоном, но и религиозным реформатором, он впервые ввёл монотеистическую религию. Она не пережила его самого, после его смерти культ бога Солнца был отменен и произошёл возврат к традиционной египетской религии, но важна сама попытка. Филипп Гласс сочинил не оперу из древнеегипетской истории, это скорее мистерия, т. е. религиозное действо. Это действо и эта музыка не тянет за собой "культурной религиозности", какие есть у нас в отношении христианской духовной музыки - мы слушаем её скорее как некий культурный феномен и можем не обращать внимания на её собственно религиозную составляющую. Нам (по крайней мере мне) трудно, если не невозможно, услышать в баховских Страстях обращение к Богу.
Так вот, эта музыка Гласса и это мистериальное действо лишены культурных коннотаций и могут напрямую обратиться к нашему "религиозному органу" восприятия. В наше секулярное время этот орган почти атрофировался, культуру и искусство мы воспринимаем как нечто профанное - они вполне допускают такое восприятие и оно сейчас является главенствующим. И потому это редкая возможность - воспринять духовное именно как духовное.
Энтони Рот Костанцо тут крут, совершено неземной какой-то.
Что явилось для меня открытием - в этой опере я заценил речитатив! Тут дух Аменхотепа (отца Эхнатона) является рассказчиком. Он не поет, только речитатив по типу вагнеровского. И читает его гигант Закари Джеймс - его рост, думаю, метр 90, не меньше. UPD: нашел его на "Кинопоиске" - рост 1.98. Производит впечатление, да.
Как я уже сказал (и как вы увидели из рекламного ролика), опера очень красиво поставлена. Я вот смотрел/слушал ее и пришел в голову вопрос: а вот если бы Моцарт или Глюк посмотрели бы эту оперу, заценили бы? И решил, что да, обязательно бы заценили.
Художник - Том Пай Художник по свету - Бруно Поет Художник по костюмам - Кевин Поллард
Я собрал тут по сети фоточек, просто чтобы никуда не делись. Для тех, кто хочет рассмотреть костюмы или макияж: [Spoiler (click to open)]