May 05, 2019 21:00
Отдельные индивиды и массы вообще приписывают все, что их гнетет, предшествующему, последнему состоянию общества, а ведь это, как правило, те вещи, которые свойственны человеческому несовершенству как таковому. [...]
А что касается всего предшествующего состояния, то ответственность за него возлагается исключительно на его нынешних носителей - уже потому, что люди хотят не только изменить положение вещей, но и отомстить, а с мертвыми ничего не поделаешь.
Попутчиками каждого кризиса бывает определенное количество людей способных, решительных
и хладнокровных, стремящихся только заработать на кризисе и пробраться наверх, и совершенно то же самое они хотят проделать с противной стороной или вообще с любой другой стороной. Эта порода с цепкой хваткой, порода хищников выплывает наверх любой ценой и делает это тем уверенней, что ей не мешают никакие высшие соображения. Тот или иной из таких людей, конечно, попадается и гибнет, но сама порода как таковая неистребима, в то время как задающих направление, закладывающих основы, ведущих за собою людей можно перечесть по пальцам, и кризис на своем подъеме попутно пожирает их. Бессмертна на земле только подлость. И эта порода задает тон среди новых собственников.
И уж тем более новая собственность считает самой важной себя и свое сохранение, а не кризис, благодаря которому она возникла; ведь кризис не должен вести назад, к старому, а обязан стоять точно на том месте, где собственность была ограждена. Например, новые собственники во Франции начиная с 1794-95 гг. питали отвращение к прежнему состоянию, но точно так же и тосковали по деспотическому насилию, которое должно гарантировать собственность, а уж со свободой пусть будет, что будет.
Якоб Буркхардт "Размышления о всемирной истории", 1905 г.
Цитаты,
История