Некая божественная удача (3/5)

Dec 16, 2024 04:26

(предыдущая часть 2/5)

При этом, однако, в центуриатных комициях, на выборах высших магистратов, у Метеллов все время существования их новой группы, с 81 по 66, были очень хорошие позиции, все остальные политики избираются с трудом, а люди Метеллов, такое впечатление, легко. Это притом, что Сулла специально предпринимал усилия, чтобы укрепить свою группу в комициях, освободив 10 000 рабов как свои отпущенников - Корнелиев, чтобы они его поддерживали «снизу». Конечно, именно решения центуриатных комиций определяло не арифметическое большинство граждан, а всадники и средний класс, но мне всё равно не совсем понятно, честно говоря, почему они предпочитали Метеллов. Могу только одной догадкой поделиться, хотя сам в ней не уверен - между 81 и 70 годом римских граждан вообще было МАЛО, от 463 тысяч граждан по цензу 86 года явно осталось тысяч 300, всадников и имущие классы проскрипции ещё дополнительно проредили, так что Метелл и Сервилий, воевавшие на севере, в Этрурии, Умбрии и Пицене, массово получивших гражданство после Союзнической войны (в отличие от мятежного юга Италии), имели возможность получить в клиенты верхушку местных городов, которая и составляла приличную часть всадничества и первого класса на выборах...

Зато есть ещё одна сфера римской политической жизни, в которой Метелл Пий явно потребовал сразу, ещё в 81, и получил от Суллы главенство для себя и своей группы - это государственная религия. Пий в 81 году был избран великим понтификом (то, что великим понтификом, от которого требовалось отсутствие физических недостатков, стал заика, любителя злых приколов Суллу должно было отдельно порадовать). Сулла отменил выборы в жреческие коллегии, восстановив кооптацию и увеличил количество понтификов и авгуров с 9 до 15. Похоже, в результате Метеллы получили в коллегии понтификов большинство.

Вообще «египтяне» - потомки Сципиона, Метелла, Красса и Лелия после того, как они в 151 уничтожили «джедаев» Катона и вернулись к власти, явно придавали контролю над государственной религией большое значение и удерживали его практически постоянно. Вот список великих понтификов, я в нем желтым отметил прямых потомков «египтян», светло-желтым - Сцевол, которые породнились с Крассами и после пресечения рода Красса Дивеса по мужской линии, похоже, заняли его место. Исключение - Домиций Агенобарб, внезапный революционер-демократизатор римской религии, проведший закон о выборах в жреческие коллегии и сам добившийся избрания в великие понтифики, тоже был вообще-то потомком Агенобарба, входившего в группу Сципиона и фактически командовавшего в битве при Магнезии с Антиохом, я его не покрасил просто потому что про его родство с «пятеркой» ничего не известно, хотя он был, конечно, политическим союзником Метеллов.




«Египтяне» ещё в 140-х разделились на три соперничающие группы, после смерти Эмилиана и распада его группы их осталось две - Сципионы Назики - Метеллы против Крассов - Лелиев с присоединившимися Муциями Сцеволами. Пост верховного понтифика был явно для них очень важен, посмотрите на схеме, как они за него соперничали с 150 по 63 годы. Желтым я обвел Назик-Метеллов, кирпичным - Крассов-Лелия-Сцевол.




Я думаю, вы теперь видите, что верховный понтификат Метелла Пия - совсем не случайность, так что даже Сулла со всей его силой и властью должен был ему его уступить.

(Сулла тоже активно использовал религию для укрепления своей власти и особого положения, но сделал акцент не на главных римских государственных культах - он объявил себя избранником Венеры, принял даже когномен Феликс - удачливый, обозначающий особое покровительство богини, после триумфа объявил, что построит храм Венере Феликс. Кажется, он намеревался усилить культ Венеры в Риме, и под ее покровительством - свой личный «культ», на фоне пришедшей в расстройство государственной религии, от восстановления которой он фактически устранился (в этом потом Цезарь последовал его примеру), но не довел это начинание, как и многие другие, до внятного результата - даже обещанный храм, кажется, так и не построил.)

Как вы помните я думаю, что общий тайный культ «египтян» был организован под прикрытием инсталлированного Сципионами в Риме храма и культа Кибелы и Аттиса с фестивалем Мегалесий, во время которых проводились тайные мистерии и собрания их закрытого кружка. Мне кажется, одной из причин важности удержания поста великого понтифика было то, что он как верховный контролер над всеми государственными храмами и культами лично напрямую контролировал храм и жрецов Кибелы - кастратов-галлов, которых явно готовили на Востоке и присылали в Рим уже взрослыми. Культ и храм Кибелы (культ, демонстративно чуждый и закрытый, но притом разрешенный и допущенный в Рим аж на Палатин) наверняка использовались египтянами» для тайного сообщения с Птолемеями, и не только с ними, наверняка и с пергамскими Атталидами, в чьей сфере влияния находился главный храм Кибелы во фригийском Пессинунте, и другими царями и общинами Азии. В храме, я думаю, держали черные кассы и архивы, получали через него с востока черные деньги, привозили под видом галлов и держали там разных тайных специалистов, яды, и так далее - в общем, для «египтян» это был этакий «двор Английской Компании в Москве».

В 111 году, вскоре после того, как в 114 пост великого понтифика перешёл от Сцевол (то есть от Крассов-Лелиев-Сцевол) к Метеллам и в самый разгар политической борьбы между ними по поводу войн с Югуртой храм Кибелы... сгорел. Метеллы (вероятно, великий понтифик Метелл Далматик, дядя Пия) его отстроили к 101 году, насколько они успели восстановить его полезные тайные функции - думаю, едва ли полностью. Ну а после 80-х, когда храмом Кибелы распоряжался Сцевола Понтифик, Метеллу Пию надо было долго и нудно возвращать контроль, поставить своего верховного жреца, вычистить людей Сцеволы...

Он этого сделать за те два года, 81-80, что пробыл в Риме в ранге великого понтифика, может быть, и не успел. Вообще Пий как в.п. совершенно не оправдал свое имя «благочестивый», уже в 79 он отправился в Испанию на войну с Серторием и провел там 9 лет, сбросив все религиозные обязанности и заботы на тех, кто остался в Риме (его заместителем, судя по всему, остался следующий по старшинству в коллегии понтификов - Катул). Однако одно (или даже два) религиозных дела Метелл как великий понтифик Римской Республики сделать всё-таки успел.

Он заложил и, по всей видимости, обеспечил достройку и посвятил (наверное, уже после возвращения Рим в 71) первый в Риме храм Исиды - Iseum Metellinum на Целии. Храм раскопан, это солидное сооружение на платформе 58х76 метров. (Для сравнения, сгоревший в 83 Капитолий был, предположительно, 60х60 метров, храм Весты на Форуме - диаметром 15 метров.) (Честно говоря, даты посвящения и постройки предположительные, и кроме Метелла там засветились два каких-то (то есть неясно, каких именно представителей семьи) Сципионов Назик Серапионов, но то, что храм построил именно Метелл Пий, сомнений нет.) Вот, друзья, если кто-то думал, что я зря так лучших представителей древнейшей римской знати обзываю «египтянами» - что вы теперь скажете? :Р

И ещё, «во времена Суллы», то есть Метелла Пия-понтифика, уже на Капитолии(!!) была учреждена коллегия пастофоров - жрецов Исиды, пишет Апулей. Не вполне ясно, тогда же ли был построен храм Исиды на Капитолии (Iseum Capitolinum), есть версии, что тогда же, но уже точно в то время на главном священном холме Рима были частные алтари и обелиск Исиде.

В комментариях к предыдущим постам мы с читателями обсуждали, не было ли это всё, начиная с Кибелы попытками «египтян» начать в Риме уже при Республике синкретизм и изменить господствующую религию на менее полисную и более монархически-восточную. Я думаю, нет, в агрессивно-консервативном Риме это было тогда ещё невозможным, и ничего такого «египтяне» в виду не имели. С Кибелой и Исидой это скорее другой политический ход, тоже эллинистческого происхождения - внедрение в полисную общину чуждых ей меньшинств, к которым большинство настроено недоброжелательно. Само существование такого меньшинства зависит от её могущественного покровителя, что обеспечивает его лояльность покровителю и возможность для него использовать такое меньшинство как ему нужно. Так в греко-македонскую Александрию, граждане которой вели себя по отношению к царям очень независимо, Птолемеи поселили религиозно отчужденных от греков беженцев из Иудеи, и довели их общину в городе до очень значительного размера. Греки иудеев не любили, и Птолемеи получили в них себе отличную опору во время восстаний в столице.

Так и Метелл Пий в дополнение к хайрастым пестро одетым кастратам-галлам завел в Риме общину бритоголовых «кришнаитов» - почитателей Исиды (они и через 150 лет будут в Риме сильно выделяться, юный Домициан, будущий император, спасется от преследования врагов, затесавшись в их процессию) которые были полостью лояльны ему как патрону храма и своему покровителю и могли пригодиться для обделывания разных интересных дел. Характерно, что почти что как только Метеллов не стало, в 58 году, когда триумвиры укрепились у власти, разгулянных «исидистов», предъявлявших уже какие-то претензии консулам насчет богослужения на Капитолии, поганой метлой погнали из Рима, а храмы Исиды разрушили.

Вообще государственная религия была в Риме очень тесно увязана с политикой, все следующие 30 лет до конца Республики политические группы будут очень активно использовать религию в политической борьбе. Метеллы, оказавшись в сенате в заведомом меньшинстве, постарались обеспечить себе сильные позиции на других политических полях, и на религиозном у них это получилось.

Что её история с храмами Исиды (а до того - с Кибелой) нам подсвечивает. Введение в свой Город, Рим, фракций чужаков - это «царский» политический метод, те, кто это делает, действуют не «изнутри», как элита римской общины и её часть, а «снаружи», как внешняя сила, рассматривая Рим как объект (один из многих) управления и манипуляций, пускай и важный, первостепенный. Метеллы действуют как над-римская элита.

К 78, как вы видели, Метеллы сумеют получить большое преимущество и в гонке за заполнение «президиума» сената консулярами - все три лидера их группы станут консулами, Метелл Пий - в 80, Клавдий Пульхр и Сервилий Ватия - в 79. Дальше мы посмотрим, как у них это получилось.

Консерваторы
Группы консерваторов 82-46 годов в римской политике по-моему прямые идейно-организационные, а наполовину и кровные наследники «джедаев» - группы Катона. Как они сумели сохранить единство и идейную и политическую преемственность после катастрофического разгрома и уничтожения группы в 151-149 я, вот честно, не знаю. Думаю, юнцы из семей Катонов, Фабиев, Валериев Флакков и Марцелов и, возможно, кто-то из более старших аристократов из других семей-союзников (Валерии Мессалы, Марции) сохранили тайный пифагорейский союз, объединявший великих старцев, поддерживали его существование в своем поколении, и передали следующим, пока не представился шанс вернуть лидерство в политике. Единственное косвенное подтверждение этого, которое я вам могу привести, - это Публий Нигидий Фигул - пифагореец, игравший очень важную роль уже в группе консерваторов в 63-60 годах. Так что тут можете мне только верить, - ну или не верьте, как хотите.:) Но во всяком случае в 80-40-х в Риме опять действует политическая группа, в которую входят Порций Катон, Клавдии Марцеллы, Марций Фигул, Валерий Мессала и Фабий, и опять как главная консервативная сила.

В 91-89 годах консерваторы во главе с Луцием Марцием Филиппом и Сервилием Цепионом - аристократическая группа идейных противников реформ Красса-Друза и их личных противников и даже врагов - получают и удерживают половину власти в Республике - в это время у них одно из двух консульств и они с переменным успехом борются за первенство в политике.

В 90 году, когда началась Союзническая война с италиками, Рим выставил против них две «группы армий» под командованием консулов и их легатов, такое впечатление, что и на войну обе группы отправили строго свои армии. Вот «фотка» групп на 90 год - римский генералитет в 90 году. Синие - консерваторы, противники «реформаторов».




Консерваторы, после гибели или изгнания большинства «египтян» (и Крассов, и Метеллов) в 87, были при марианском режиме единственной, кажется, влиятельной группой аристократов, хотя их и отодвинула от власти монополизировавшая консульства радикальная клика Цинны-Карбона-Норбана. В 83, когда началась гражданская война, марианцы окончательно разделились на радикальных и умеренных, радиальные сражались против Суллы и Метеллов до конца, а умеренные, - те, кто не погиб, - перешли на сторону Суллы.

В 82-81, когда война закончилась, они образовали свою небольшую, но влиятельную группу, вступившую в политическую борьбу. Консерваторы, как я их реконструирую, гораздо легче чем другие группы принимали в свои ряды по идейному, а не по семейному принципу. Хотя, конечно, они так же использовали политические браки и усыновления ля установления и укрепления связей.

(Вы можете видеть по событиям в США, как идейный и семейный принцип для политической ориентации политической элиты в республике действуют то вместе, то попеременно. Вот сейчас, например, переход Роберта Кеннеди - младшего из демократов по семейному принципу в независимые, и далее к союзу с Трампом по идейному - отличная иллюстрация того, как это происходит.)

К моему большому сожалению, о консерваторах известно меньше, чем о других группах. Если вы помните, в эссе о Помпее я вообще писал, что Катул создал свою группу только в 67 году. Теперь я думаю иначе: политическая группа консерваторов во главе с Филиппом существует и действует с 82 года, в 74 (? - год смерти Филиппа точно неизвестен), после смерти Филиппа, ее возглавляет Катул, как всегда во время смены лидера это приводит к ослаблению, но постепенно она снова набирает силу и с 65 и до смерти Катула в 61 доминирует в римской политике, Катула в 60 сменяет Катон , который опять постепенно восстанавливает группу после провала 59 и возглавляет консерваторов уже до 46 года.

И по совместным политическим действиям, и по родственным связям ядро группы в интересующие нас сейчас 82-78 по-моему выделяется очень хорошо. Это тройка Филипп - Катул - Гортензий.




Луций Марций Филипп, «человек очень знатный, с широкими связями, родством и знакомствами, к тому же прекрасный оратор» (Цицерон), эмоциональный, остроумный, язвительный и агрессивный, ярче всего проявил себя в 91 году, когда он как консул во главе консерваторов вместе с Цепионом своей неутомимой энергией, упорством и красноречием остановил и политически разгромил Красса и Друза, проводивших большие реформы и опиравшихся на большинство в сенате, огромную популярность в народе и поддержку италиков.

Филипп компенсировал слабость своей стороны постоянством и настойчивостью, проиграв в сенате, он обращался к народу («я должен искать более разумного государственного совета, ибо с теперешним сенатом я не в состоянии управлять республикой») и потихоньку «расклинил» и развалил большую, но непрочную коалицию реформаторов.

Я во всех действиях Филиппа как самостоятельного политика вижу ясную и последовательную позицию: он всегда был против любых реформ, с помощью которых группы аристократов-«египтян» боролись за власть. В 91 он срывает реформы. В 86-84, занимая одно из лидирующих мест в руководстве Республики, явно поддерживает компромиссный и избегающий серьёзных изменений курс, как цензор в 86 минимально возможно увеличивает количество граждан. Когда Сулла захватил власть оружием и установил свой, новый порядок, Филипп и его группа стали отстаивать уже этот порядок против новых реформ и переворотов. - в 78-77 Филипп и Катул отчаянно защищают уже сулланский Рим от нового переворота Лепида. Для консерваторов высшую ценность имел именно стабильный и воспроизводящийся порядок в Республике, политический, экономический и социальный.

Конечно, к тому времени, после десятилетий смут и гражданских войн ни едва ли они уже всерьёз считали устройство Рима идеальным, как их предшественники во времена Катона. Но они явно считали, что серьёзно улучшить положение дел реформами нереально, что любые изменения, смещающие существующий баланс, усиливают одну группу за счет других, вызывают противодействие и в итоге ведут только к дестабилизации, эскалации политической борьбы, внутреннему разделению и разрушению социального мира и порядка. «Больше всего желал бы я, отцы сенаторы, чтобы ничто не нарушало спокойствия в государстве» - говорит Филипп у Саллюстия. Правильной альтернативой реформам, переворотам и восстаниям для консерваторов были поиск компромисса и «согласие сословий» - я думаю, этот лозунг Цицерону в 63 продиктовал Катул.

Кажется, уже в 86 в группу во главе с Филиппом перешла пара Катул (тесть) и Гортензий (зять) - до начала Смуты оба они явно входили в группу Красса - Катул вместе с отцом в 87 был в посольстве от сената к Метеллу Пию, они пытались уговорить его встать на сторону правительства против Мария в гражданской войне, Гортензий как оратор и юрист был учеником Красса (по крайней мере Цицерон так рассказывает).

Катула я уже характеризовал здесь . Могу только здесь добавить, что главная загадка - как, когда сын очень «прогрессивного» политика и полководца, выдвинутого группой Красса в пику Марию, да к тому же поэта, фантастически богатый юнец, у которого было «много роскоши и забав», стал суровым защитником Республики, образцом строгости и достоинства, посвятившим жизнь политическим и религиозным делам. Первое предположение у меня очень банальное - страшная смерть отца заставила Катула-младшего серьёзно задуматься, что тот сделал НЕ ТАК. И второе, вслед за первым - как-то он в этот момент пересекся с Филиппом и принял его жизненную и политическую позицию.

Третий главный консерватор, Квинт Гортензий, величайший римский оратор, «свет и украшение республики» (Цицерон), в политических событиях 82-78 не засветился, о нем мы с вами ещё поговорим, когда дело дойдет до тайн 60-х.

Новые консерваторы были совсем не похожи по стилю на старых. Филипп, Катул и Гортензий - сверхбогачи, и их образ жизни и вкусы были далеко не катоновские. Филипп «отличался чревоугодием» (Аврелий Виктор). Плиний: Тогда же Лициний Мурена устроил самый первый садок для всех остальных рыб, и его пример имел таких выдающихся последователей, как Филипп и Гортензий. Садки для деликатесных рыб в поместьях тогдашних римских богачей - очень дорогое и изысканное удовольствие. У Катула («много роскоши и забав», вы помните) садки для мурен и вовсе были в Риме, в огромном блистательном особняке на Палатине, унаследованном от отца. Гортензий был законодатель мужских мод и с его легкой руки в римской высокой кухне стали увлекаться блюдами из павлинов, он отличался неприличными даже для тогдашних уже довольно отёсанных римлян изяществом и мягкостью. Авл Геллий рассказывает, как Луций Торкват в суде назвал Гортала «танцовщицей» и «Дионисией - по имени знаменитой плясуньи», а тот ответил: «Дионисией предпочитаю быть, Дионисией, нежели подобным тебе, Торкват, чуждый музам, чуждый Афродите, чуждый Дионису». В общем, старик Катон бы, конечно, нашёл для этой весёлой компании пожалуй что и не пару, а побольше ласковых слов, но, ребята, других консерваторов у меня для вас нет - именно эти люди десятилетиями рубились с «египтянами», защищая Республику, и небезуспешно.

Я думаю, в группу Филиппа входили ещё, судя по тому, что в 60-е они действуют в составе группы Катула, Валерий Мессала Нигр, Марции Фигулы, Домиции Агенобарбы, Кальпурний Пизон, может быть, Валерий Мессала Руф (муж сестры Гортензия). Клавдии Марцеллы - Марк, легат 90 года и враг Красса и Гай, претор 80 года, может быть, судя по тому, что сын Гая будет союзником Катона против Цезаря в 50-х, тоже входили в группу Филиппа. Не исключаю, что Децим Юний Брут, консул 77 года, родственник Марцеллов и Постумиев Альбинов (еще одни союзники Катона в 160-150-х) тоже был в союзе с Филиппом и Катулом. Насчет Валериев Флакков, старенького начальника конницы у Суллы и триумфатора над галлами в 81 просто не знаю. НЕТ ИНФОРМАЦИИ, ребята, увы, невозможно уверенно судить только по родству, нужны действия, а о них почти ничего не известно. Но, при всех сомнениях в каждом из перечисленных, я очень уверен, что в группе Филиппа было большинство из них, потомков «джедаев» Катона, и что в нее входили в 82-78 ещё несколько десятков сенаторов - «старых», включенных в сенат ещё тем же Филиппом в 86 или ещё раньше.

Что касается религии, то восстановление государственной римской религии Сулла и Метелл сбросили на консерваторов. После того, как Метелл отбыл в Иберию в 79, обязанности великого понтифика должен был исполнять следующий по старшинству в коллегии понтификов - это был Катул, он их и исполнял до возвращения Пия в 71 году. На Катула же специальным поручением сената возложили обязанность восстановить сгоревший Капитолий. Катул отстроил и главный храм, и перестроил заодно весь комплекс религиозных и государственных сооружений на Капитолии, закончив дело к концу 60-х и получив за это когномен Капитолийского. Табуларий, государственный архив при храме Сатурна, он воздвиг с таким размахом и основательностью, что здание стоит до сих пор (ну ладно, нижний этаж :) дальше поздняя надстройка). Не только времени, но и усилий, и денег на это ушло много - Цезарь уже в 62 став великим понтификом, обвинял Катула в злоупотреблениях, но дело ничем не кончилось. Я не думаю, что Катул на этом деле как-то обогатился, никаких свидетельств этого нет - по-моему он просто честно сделал эту большую и сложную работу.

Тут можно уже сравнить отношение всех трех групп к республиканской религии - Сулла махнул рукой на запущенный республиканский «сад», отрезал себе на нем делянку и растил там свои личные цветочки - культ Венеры, главный садовник Метелл вообще садом не занимался, только ставил эксперименты с экзотическими растениями, и только консерваторы вздохнули, засучили рукава, взяли тяпку и пошли расчищать, полоть и обрезать.

И ещё одна маленькая история про консерваторов. Выше я писал, что Катонова, консервативная республиканская внешнеполитическая стратегия - оборонительная, в ней внешние силы рассматриваются как угрозы, если угроза становится большой - её надо уничтожить. В этом смысле интересно посмотреть на политику трех римских групп по отношению к последней оставшейся сверхдержаве - Птолемеевскому Египту. У Суллы с Птолемеями не задалось. Царь Птолемей Лафур отказался в 86 году дать Лукуллу, посланному Суллой за помощью против Митридата, военный флот. После смерти Лафура в 80 году Сулла отправил в Александрию бежавшего к нему от Митридата племянника Лафура, Александра.

(следующая часть 4/5)

Древний Рим, Тайная история Рима

Previous post Next post
Up